Проблемы Дальнего Востока №1, 2024 г.

Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» №1, 2024 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Портяков В.Я. О кадровом обеспечении китайской дипломатии

Бочков Д.А. Интересы Китая и Индии в отношении АСЕАН: соперничество или параллельные курсы?

Трунов Ф.О. Подход Германии к сотрудничеству с Сингапуром в сфере безопасности и обороны в начале 2020-х гг.

Хань Шиин. Эволюция взглядов китайских исследователей на концепцию национального интереса (с 1990-х гг. по настоящее время)

Экономика

Степанов Н.С. О перспективах становления китайского юаня в качестве мировой валюты

Акимов А.В. Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство – крупнейшее интеграционное объединение в Азии и мире

Зуева А.Г., Самсонова В.Г., Ширикалова А.А. Современное состояние экономики Республики Корея

Военное строительство

Малолетко А.В. О некоторых аспектах налаживания и развития российско-южнокорейских военно-политических связей

История

Дацышен В.Г. Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898–1900 гг.

Пироженко О.С. Глаза и уши Государя: о становлении института контроля провинциальных властей в Корее эпохи Чосон

Колнин И.С. Чжэн Хэ — прообраз Синдбада? (критика популярной точки зрения)

Ли Дунсинь. Дворцовый переворот 1900 г. в Китае (по материалам Архива внешней политики Российской империи)

Культура

Верченко А.Л. Деятельность Всесоюзного общества культурной связи с заграницей по приему китайской педагогической миссии в 1933 г.

Образование

Гулева М.А. Влияние демографических процессов на развитие системы образования в современном Китае

Рецензии

Малявин В.В. Рецензия на книгу: Ши Чжи-ю. Пост-китайство. Культурная политика и международные отношения. Олбани: Университет штата Нью-Йорк, 2022. 358 с.


О кадровом обеспечении китайской дипломатии

Портяков Владимир Яковлевич

События недавнего времени — принятие закона «О внешней политике», общая существенная активизация КНР на мировой арене, смещение с поста министра иностранных дел страны Цинь Гана и возвращение к руководству МИД Ван И — привлекают сегодня повышенное внимание к китайской дипломатии. Между тем данная тема недостаточно полно раскрыта в российских и зарубежных исследованиях. Главная причина — очевидная непрозрачность объекта анализа. Вряд ли китайскую дипломатию можно назвать полностью закрытой, но и информацию о ней приходится собирать буквально по крупицам. Весьма полезны в этом плане недавно опубликованные тексты К.М. Барского и Е.В. Журавлевой. Несколько ранее становление китайской дипломатии было рассмотрено профессором Дипломатической академии в Пекине Ван Чуньином. Из англоязычных трудов, затрагивающих проблемы китайской дипломатии, следует упомянуть монографию Джона Гарвера «Китайский поиск: история международных отношений Китайской Народной Республики» (2016). В целом же данная тема далека от исчерпания и требует дальнейшего изучения. В нашей статье подробно рассмотрены особенности начального этапа формирования кадрового корпуса дипломатии в КНР, проанализированы эволюция форм и методов подготовки и переподготовки китайских дипломатов, правовое регламентирование их обязанностей и прав. Вкратце охарактеризована деятельность министров иностранных дел страны с 1949 г. по настоящее время (Чжоу Эньлай, Чэнь И, Цзи Пэнфэй, Цяо Гуаньхуа, Хуан Хуа, У Сюэцянь, Цянь Цичэнь, Тан Цзясюань, Ли Чжаосин, Ян Цзечи, Ван И, Цинь Ган).

Интересы Китая и Индии в отношении АСЕАН: соперничество или параллельные курсы?

Бочков Данил Андреевич

АСЕАН занимает важное место среди ключевых направлений политики Китая и Индии в АТР. В статье содержится ответ на вопрос: отражают ли интересы Китая и Индии по отношению к АСЕАН соперничество или скорее реализуются параллельно, без жесткого противостояния. Для Китая АСЕАН — ключевой торгово-экономический партнер. Отношения с ним важны также с точки зрения вопросов региональной безопасности и защиты «первой островной линии». Стратегически для Пекина углубление контактов с АСЕАН имеет значение еще и в плане противодействия планам США по сдерживанию Китая. Для Индии развитие сотрудничества с объединением призвано, помимо прочего, балансировать усиление региональных позиций Китая. Геополитически АСЕАН для Индии является одним из ключевых компонентов «самодостаточной внешней политики», а также повышает ее роль более активного участника ключевых региональных процессов. Нью-Дели видит в регионе определенный потенциал для развития совместных транспортно-логистических и экономических проектов, рассчитывает придать импульс внутреннему экономическому развитию за счет укрепления торговых отношений с АСЕАН. Несмотря на все более заметное соперничество Китая и Индии за лидерство в регионе, в отношении АСЕАН Пекин и Нью-Дели проводят параллельные курсы. Важное место в региональной подсистеме занимает АСЕАН, которая руководствуясь концепцией асеаноцентричности, играет одну из ведущих ролей в региональной институциональной архитектуре. Страны АСЕАН заинтересованы в развитии связей с различными региональными акторами (Китаем, Индией, США, Японией и др.), что позволяет сохранять им стратегическую автономию благодаря поддержанию внешнеполитического баланса и получать выгоду от многовекторного экономического сотрудничества.

Подход Германии к сотрудничеству с Сингапуром в сфере безопасности и обороны в начале 2020 х гг.

Трунов Филипп Олегович

Исследуются современные динамика и промежуточные результаты германо-сингапурского диалога в политической и военной областях. Город-государство обладал большой привлекательностью для ФРГ как партнер, однако данный потенциал оставался во многом невостребованным. Выявляется круг причин этого в реалиях биполярного миропорядка в 1990 е — 2010 е гг. Положение резко изменилось в начале 2020 х гг. в условиях старта стратегического проникновения Германии в Индо-Тихоокеанский регион. Не в пример большинству расположенных здесь «западных демократий» (прежде всего, США, Австралии, Японии) Сингапур занимал более взвешенную позицию в вопросе сдерживания КНР. Это отличие было созвучно осторожному подходу самой ФРГ к участию в конфронтации. Отмечается заинтересованность Германии и Сингапура к вписыванию диалога в контуры кооперации ЕС — АСЕАН. Рассматриваются особенности контактов на высшем, высоком (глав МИД, их заместителей) уровнях, содержание совместных заявлений, а также переговорной повестки. С 2021–2022 гг. значительный по объему экспорт военной продукции из ФРГ (основные статьи — танки и дизельные подлодки) стал дополняться сотрудничеством сторон по линии ВМС и ВВС. В 2021 г. город-государство посетил фрегат «Бавария», в 2022 г. Сингапур стал пунктом временного базирования группы самолетов люфтваффе в рамках миссии Rapid Pacific 2022. Оценивается влияние применения танков производства ФРГ на Украине с 2023 г. на интерес Сингапура к военно-техническому сотрудничеству. В выводах определены общие закономерности межгосударственных отношений в сфере безопасности и обороны.

Эволюция взглядов китайских исследователей на концепцию национального интереса (с 1990 х гг. по настоящее время)

Хань Шиин

В статье рассматриваются особенности и эволюция понимания китайскими учеными концепции национального интереса в контексте изменений национальной экономической парадигмы и международной политики государства. В начале 1990 х гг. национальный интерес как популярная концепция привлек особое внимание китайских ученых. В этот период в Китае политика экономического развития, начатая в эпоху Дэн Сяопина, все еще оставалась приоритетной. С приходом к руководству ЦК Коммунистической партией Китая Ху Цзиньтао Пекин стал постепенно отказываться от политики сдержанности, характерной для эпохи Дэн Сяопина и Цзян Цзэмина, и начал формулировать доктрину мирного подъема Китая, важным компонентом которой являлось укрепление международной дискурсивной силы. Эта линия партии нашла поддержку в академической среде, большая часть которой пришла к выводу, что в первую очередь необходимо обратить внимание на интересы безопасности и укрепления международной дискурсивной силы Китая. В этот период термин «национальные интересы» был впервые использован в китайских официальных документах. В эпоху Си Цзиньпина внешняя политика Китая получила название «дипломатия крупной страны с китайской национальной спецификой», что свидетельствует о кардинальных переменах в международных отношениях. В связи с новыми задачами китайские ученые предложили два варианта исследования концепции национальных интересов, рассматриваемой лидерами государства в качестве базовой. Первый вариант предполагал тщательный анализ в опоре на традиционную китайскую философию. Приверженцы второго предлагали использовать зарубежный опыт, в том числе теорию российского ученого А.В. Кортунова. Проведенный автором статьи анализ показал, что китайские ученые на раннем этапе исследования национальных интересов акцентировали внимание на потребностях общества и экономическом развитии страны. В дальнейшем приоритетными стали вопросы национальной безопасности и выживания.

О перспективах становления китайского юаня в качестве мировой валюты

Степанов Никита Сергеевич

В статье представлен анализ реального положения, возможностей и перспектив китайского юаня на пути становления его в статусе мировой валюты. Представлены аргументы в пользу растущей интернационализации юаня, включая региональные инициативы, рассматриваемые как перспективный этап интернационализации. Описываются основные препятствия, мешающие юаню стать полноценным платежным средством в области трансграничных транзакций. Показано, что китайская валюта сегодня становится важной валютой расчетов в двусторонних и трансграничных платежах. Помимо международных расчетов и платежей расширяется использование юаня в трансграничных инвестициях и финансировании операций, а увеличение доли юаня в международных платежах позволило Китаю занять пятое место среди лидирующих стран мира в данном аспекте.
Перечислены элементы, которые показывают, что на данном этапе юань скорее следует рассматривать как инструмент в региональном измерении. Сформулированы возможные направления реорганизации мировой финансовой системы с учетом роли китайского юаня и возможного внедрения цифрового эквивалента юаня. Отмечена возможность роста использования юаня в качестве мировой резервной валюты и средства платежа, с учетом того, что включение валюты в национальные резервы стран представляется важным критерием степени ее интернационализации. Делается вывод о том, что существенным препятствием для становления китайского юаня в качестве полноценного платежного средства в области международных расчетов и региональных переводов является отсутствие конвертируемости счета операций с капиталом и неразвитость институтов в денежно-финансовой сфере. При решении этих проблем можно рассчитывать на превращение юаня в полноценную мировую валюту.

Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство — крупнейшее интеграционное объединение в Азии и мире

Акимов Александр Владимирович

Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) представляет собой зону свободной торговли с перспективами углубления экономической интеграции. В него вошли КНР, Япония, Республика Корея (РК), все страны АСЕАН, Австралия и Новая Зеландия. Переговоры по созданию ВРЭП начались в 2012 г., соглашение о создании ВРЭП подписано в 2020 г., функционирование организации началось 1 января 2022 г. ВРЭП — крупнейшая в мире по уровню ВВП зона свободной торговли с населением в 2,2 млрд человек. ВРЭП опирается на следующие ключевые принципы региональной интеграции: торговля и инвестиции, основанные на правилах; доступ к рынкам стран-участниц; экономическое сотрудничество; центральное положение АСЕАН; изменение условий и оперативность реагирования, обеспечиваемые его статусом гибкого соглашения. Во ВРЭП на 20 лет сохраняются импортные тарифы, хотя их снижение запланировано. Товарные позиции в тарифах прописаны c большой детализацией для избирательного регулирования таможенной политики. Страны-члены открыты для торговли продукцией высоких технологий (электроника и авиационная техника), не облагают пошлинами импорт тех видов сырья, топлива и продовольствия, которых нет в стране. Наиболее защищаемыми статьями импорта являются товары, обеспечивающие продовольственную безопасность, а также избирательно те отрасли обрабатывающей промышленности, которые обеспечивают внутреннюю безопасность населения и международную конкурентоспособность (автомобильная техника). Из 15 стран-членов на 5 приходится более 90 % суммарного ВВП ВРЭП: КНР — 61 %, Япония — 14 %, РК — 6 %, Австралия — 6 %, Индонезия — 5 %. ВРЭП — первый опыт экономической интеграции столь разных по уровню экономики и технологии стран. Перспективы ВРЭП связаны с большими размерами его экономики и населения и догоняющим развитием отстающих стран-членов. Источники рисков — неравенство стран и конкурентные интеграционные проекты, организуемые США.

Современное состояние экономики Республики Корея

Зуева Александра Георгиевна
Самсонова Виктория Георгиевна
Ширикалова Алиса Алексеевна

Южнокорейская экономика вступает в переломную фазу на фоне негативной геополитической обстановки, обострившихся торговых войн, усиливающихся внутренних социально-экономических проблем и слабых перспектив экономического роста. Кроме этого, наступивший 2024 г. станет экватором для срока полномочий президента Юн Сок Ёля, что позволит подвести промежуточные результаты его внешней и внутренней экономической политики. В настоящее время РК стоит перед лицом следующих ключевых вызовов, которые требуют незамедлительного решения: падение рождаемости и старение населения, поляризация общества и обнищание социально незащищенных слоев, дестабилизация торговых связей и усиливающаяся зависимость от США, поиски новых драйверов роста и связанные с этим риски. Однако несмотря на ряд негативных тенденций в 2024 г. ожидается постепенный рост южнокорейской экономики. В первую очередь это связано с восстановлением объемов экспорта РК, а именно продажи полупроводников и другой высокотехнологичной продукции. Среди внешних вызовов, способных оказать негативное влияние на экономическое развитие в 2024 г., необходимо выделить следующие: военные конфликты на Ближнем Востоке, технологическое противостояние США и КНР и другие не менее серьезные факторы. В статье анализируется современная экономическая ситуация в РК, южнокорейская политика в отношении ее ключевых торговых партнеров, исследуются проблемы и перспективы дальнейшего экономического развития Южной Кореи. При этом авторы отмечают, что несбалансированная политика администрации РК может привести к серьезным негативным последствиям как внутри страны, так и на международных рынках.

О некоторых аспектах налаживания и развития российско-южнокорейских военно-политических связей

Малолетко Алексей Владимирович

В статье рассматриваются особенности восприятия Российской Федерацией (Россия, РФ) и Республикой Корея (РК) друг друга в процессе формирования и развития военно-политического взаимодействия после установления дипломатических отношений в 1990 г. Налаживание двустороннего диалога по военной линии происходило в условиях кардинального изменения со второй половины 1980 х гг. приоритетов внешней политики СССР, затем распада страны и взятия Россией на себя как правопреемницей Советского Союза соответствующих обязательств. В Москве преобладало стремление к деидеологизации и отказу от принципов существования периода холодной войны в пользу налаживания прочных связей со странами западного лагеря, что выдвигало Республику Корея в ряд перспективных партнеров в Азии. Сеул воспринимал РФ с точки зрения выгодного влияния на КНДР, а также повышения собственной значимости в азиатском регионе. Дальнейший процесс развития военно-политических отношений показал наличие обоюдного настроя на придание системности диалогу в данной области, однако значимые результаты (наличие согласованных позиций по ключевым вопросам безопасности в СВА и сформированных долгосрочных целей военного сотрудничества) не просматривались. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, автор предпринял попытку проанализировать, какое значение страны придавали военно-политической составляющей двусторонних отношений, имелись ли основания рассчитывать на формирование между ними должного уровня доверия в этой области и существует ли возможность развития в будущем полноценных связей по военной линии, находящихся сегодня в силу внешних факторов практически в замороженном состоянии.

Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898–1900 гг.

Дацышен Владимир Григорьевич

В российской историографии строительства Китайской Восточной железной дороги сложилась традиция изучения вклада россиян в строительство дороги и города Харбина. Однако наряду с русскими здесь работали китайцы, которые с первых дней строительных работ составляли большинство рабочих. Опираясь на свидетельства русских строителей КВЖД и первых исследователей дороги, восстанавливается историческая картина участия китайцев в строительстве дороги и города Харбина, выявляется комплекс вопросов и проблем, связанных с привлечением китайцев на стройку, организацией работ, взаимоотношением представителей двух народов и государств. Для работы привлечены как опубликованные материалы, так и документы, хранящиеся в архивных фондах России и США, документы русского и китайского происхождения. Хронологические рамки исследования ограничены первым этапом строительства Китайской Восточной железной дороги (1898 — начало 1900 гг.). Первые китайские рабочие прибыли на место строительства с русскими инженерами или были набраны на месте. Затем было набрано и отправлено на строительные работы несколько десятков тысяч китайцев, в подавляющем большинстве посредством больших контрактов, заключенных в провинциях Шаньдун и Чжили (Хэбэй). Первым и самым значимым китайским подрядчиком, организовавшим поставку рабочих и организацию их работ, был предприниматель Цай Ляньби, сотрудничавший с начальником строительства инженером А.И. Юговичем. Первый опыт русско-китайского взаимодействия на строительстве КВЖД был сложным и противоречивым, однако в целом он был успешным, что и обусловило будущее плодотворное русско-китайское взаимодействие на КВЖД на протяжении нескольких десятилетий.

Чжэн Хэ — прообраз Синдбада? (критика популярной точки зрения)

Колнин Илья Сергеевич

В современной научно-популярной литературе, блогах в интернете и прочих медиа, направленных на массового читателя, все чаще можно встретить предположение, что известный китайский флотоводец эпохи Мин — Чжэн Хэ (1371—?) — мог быть прототипом легендарного арабского купца и путешественника Синдбада-морехода, описания семи фантастических путешествий которого впоследствии вошли в собрание сказок «Тысяча и одна ночь». В данной статье впервые в отечественной, западной и китайской историографии анализируются исторические, текстологические и лингвистические аргументы за и против такого предположения как с китайской, так и с арабо-персидской стороны. В первой части представлена общая критика данной гипотезы, затем последовательно разбираются три главных аргумента ее сторонников. Автор приходит к следующим выводам: наиболее вероятно, что цикл о Синдбаде сформировался гораздо раньше экспедиций Чжэн Хэ на базе различных мифов и самодостаточной арабо-персидской географической и мореходной традиции; общепринятое утверждение о том, что обе персоналии совершили по семь плаваний, в действительности весьма спорно; Саньбао называли не только Чжэн Хэ, но и других чиновников при Минском дворе, в том числе тех, которые никак не были связаны с экспедициями в Западный океан, а сама история появления и использования этого понятия весьма туманна. Таким образом, стремление усмотреть в Чжэн Хэ источник вдохновения для создания персонажа Синдбада-морехода представляется безосновательным, аргументация в его пользу не выдерживает научной критики.

Дворцовый переворот 1900 г. в Китае (по материалам Архива внешней политики Российской империи)

Ли Дунсинь

В статье на основе сохранившихся в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) дипломатических документов анализируется дворцовый переворот в Китае в январе 1900 г. Китайская вдовствующая императрица Цыси выбрала четырнадцатилетнего мальчика императорской крови Пуцзюня в качестве наследника престола империи. Без анализа событий в правящем императорском доме нельзя понять, при каких условиях боксерское восстание, одно из значительных выступлений против иностранцев, привело к военной интервенции в начале XX в. Российский посланник М.Н. Гирс в своих донесениях сообщал о происходящих событиях в Пекине, делал наблюдения и прогнозы, сравнивал императора Гуансюя и назначенного наследника престола. Он выдвигал предположения о действиях правительства вдовствующей императрицы. Документы свидетельствуют о том, что, по мнению русского дипломата М.Н. Гирса, дворцовый переворот не представлял собой перемены правления, и внутридинастическая ситуация в Китае в ближайшее время оставалась стабильной. Однако дворцовый переворот во многом представлял угрозу стабильности и независимости страны, изменил состав высшего эшелона власти Китая. Дворцовый переворот произошел в ответственный момент боксерского восстания, которое распространялось от периферии к столице империи. Для Китая ключевым вопросом являлось признание нового правления после дворцового переворота, тогда как для иностранных держав — реакция китайского правительства на восстание. Из-за неэффективной коммуникации с посольским кварталом дворцовый переворот косвенно способствовал ухудшению отношений с зарубежными странами и выступил катализатором войны между Китаем и Альянсом восьми держав в 1900 г.

Деятельность Всесоюзного общества культурной связи с заграницей по приему китайской педагогической миссии в 1933 г.

Верченко Алла Леонидовна

В статье впервые в российском китаеведении анализируется деятельность Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) по приему в 1933 г. в Москве китайской делегации работников просвещения. Изучение темы проведено на основе ранее не введенных в научный оборот документов Государственного архива Российской Федерации, а также работ зарубежных и китайских исследователей. Чан Кайши после прихода к власти в 1927 г. планировал кардинальную реформу системы образования и предполагал использовать для этого подходящий иностранный опыт, в том числе советский. ВОКС по поручению правительства занималось приемом делегации, которая прибыла в Советский Союз после посещения Италии, Польши, Германии, Великобритании, Франции, Дании, Австрии и провела в Москве 13 дней. Приезд делегации, состоявшей из ключевых деятелей системы просвещения Китая, был важен для СССР с двух точек зрения: с политической (осуществление межгосударственных контактов после восстановления дипломатических отношений в декабре 1932 г.) и с гуманитарной (развитие взаимодействия в конкретной сфере культуры). Для нашей страны представлялась возможность показать международному сообществу результаты проведения реформы системы образования и ее преимущества в условиях социализма. К работе с делегацией были подключены руководители ВОКС: заместитель председателя ВОКС Е.О. Лернер, генеральный секретарь и председатель педагогической секции ВОКС М.Я. Аплетин. Делегацию принял нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов. Анализ документов свидетельствует о том, что китайская делегация ознакомилась с советским опытом и планировала частично использовать его в Китае. ВОКС успешно выполнило поставленные руководством страны задачи по организации визита и обеспечению профессиональных запросов китайских работников просвещения, приложило усилия для создания условий, содействовавших дальнейшему развитию советско-китайских культурных связей.

Влияние демографических процессов на развитие системы образования в современном Китае

Гулева Мария Александровна

Структура населения является важной характеристикой общества. Будучи ключевым элементом социально-экономического развития, население связано с потенциалом нации и государства. Его масштаб, качество и структура оказывают важное влияние на будущее направление развития системы образования в целом. В развитии образовательной деятельности численность учащихся в каждом учебном году напрямую коррелирует с численностью населения школьного возраста. Масштабы охвата образования, планирование и организация деятельности школ определяются численностью населения и особенностями его размещения. Это основная логика взаимосвязи образования и населения. Образование во многом оказывает влияние на общество в целом и на происходящие в нем процессы, например, на процессы миграции населения и т.д. Китай вступает в эпоху отрицательного прироста населения, и важно спрогнозировать, как сфера образования отреагирует на демографические изменения. Новая демографическая тенденция в первую очередь повлияет на развитие базового образования. Сокращение общей численности населения школьного возраста, особенностей его регионального распределения в ходе урбанизации привели к снижению числа учащихся в сельских регионах и их переизбытку в городах. В подобных условиях все сложнее обеспечивать высококачественное развитие базового образования, избегать возникновения нового образовательного неравенства и ряда других социальных проблем. Все эти трудности нынешней базовой школы со временем передадутся и высшему образованию, а учитывая динамику старения населения, очевидно, что в ближайшем будущем рынок труда может оказаться в весьма непростой ситуации. Если не принять надлежащие меры, могут возникнуть системные образовательные риски, которые окажут влияние на общее социально-экономическое развитие государства.

Рецензия на книгу: Ши Чжи-ю. Пост-китайство. Культурная политика и международные отношения. Олбани: Университет штата Нью-Йорк, 2022. 358 с.

Малявин Владимир Вячеславович