Проблемы Дальнего Востока №5, 2024 г.

Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» №5, 2024 г.

Содержание

Политика

Рамич М.С. Подходы КНР к «перезагрузке» системы глобального экономического управления в контексте теории структурной власти

Янькова А.Д., Тренин Д.В. Идеологический фактор управления интернетом в Китае: особенности и инструменты в условиях противостояния с США

Долганова О.И., Козырев Д.А. Цифровизация контрольной и надзорной деятельности участников финансового рынка в Китае

Экономика

Емельянова О.Н., Щербаков Д.А. Проблемы и перспективы развития атомной энергетики Японии

Паксютов Г.Д. Стратегические приоритеты, тенденции и перспективы участия Японии в экономической интеграции в АТР

Макаров А.В., Макарова Е.В. Внешняя торговля Монголии в условиях глобальных шоков

Намжилова В.О. Внутренняя Монголия: стратегическое позиционирование северной периферии Китая

Российский Дальний Восток

Глазырина И.П., Забелина И.А., Фалейчик Л.М. Производительность труда в регионах Востока России и Северо-Востока КНР

Государство и общество

Герасимова Т.Г. История вакцинации в Китае: современный этап

Буяров Д.В. Реализация национальной политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе при председателе КНР Си Цзиньпине (2012–2024 гг.)

История

Сунь Ичжи. Коммерческое агентство Уссурийской железной дороги в Шанхае и создание прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией (1923–1926 гг.)

Старшинов А.С. Молодежная политика и патриотическое воспитание в период Юсин (1972–1979 гг.)

Рецензии

Чебунин А.В. Рецензия на монографию: Янгутов Л.Е. Философия и сотериология китайского буддизма / Л.Е. Янгутов; отв. ред. С.П. Нестеркин, И.С. Урбанаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2023. 344 с.

Научная жизнь

Тимофеев О.А. Международная научная конференция «Строительство экономического коридора Китай — Монголия — Россия»


Подходы КНР к «перезагрузке» системы глобального экономического управления в контексте теории структурной власти

Рамич Мирзет Сафетович

Процесс глобализации, который способствовал поддержанию неолиберального мирового порядка, замедлился после Азиатского финансового кризиса в 1998 г. и мирового финансового кризиса 2008 г., когда существующая система глобального экономического управления оказалась не способна оказать поддержку развивающимся странам, что усилило тренд на регионализацию и локализацию. Китай, выступая в качестве «возвышающейся державы» в процессе «транзита власти», сфокусировал усилия на трансформации системы глобального управления, которая до настоящего времени обеспечивала лидерство США. Изначально успешно используя глобализацию для интеграции в мировую экономику, Китай изменил свое место в системе глобального управления и получил возможность создавать и поддерживать новые структуры глобального управления. Для продвижения своего видения миропорядка была выбрана стратегия расширения деятельности в традиционных международных институтах (ООН, ВБ, МВФ) и создания параллельных международных институтов (ОПОП, АБИИ). США в условиях экономического «возвышения» КНР выбрали стратегию «размежевания», чтобы ограничить китайские возможности в своей сфере влияния. С одной стороны, это привело к формированию торговых и техноэкономических блоков, но с другой — позиция Китая сохранила возможность участия в своих организациях для стран, являющихся ядром существующего экономического порядка (G7, G20, ОЭСР). Автор делает вывод, что в текущих реалиях Китай придерживается неконфликтного ассиметричного подхода к реформированию системы глобального управления в экономической сфере, который подразумевает глобальное распространение норм через ООН, G20 и БРИКС, и реглобализацию мировой торговли посредством интенсификации регионального сотрудничества со странами Азии, Африки и Латинской Америки в рамках ОПОП, форумов сотрудничества региональных организаций и КНР и интеграции развивающихся стран в параллельные финансовые институты.

Идеологический фактор управления интернетом в Китае: особенности и инструменты в условиях противостояния с США

Янькова Александра Дмитриевна
Тренин Дмитрий Витальевич

Интернет превратился в арену идеологической борьбы. Преимущества в ней получает тот, кто контролирует потоки данных и рынок мнений. В информационном пространстве непреодолимые раньше барьеры сравнительно легко обходятся, а число генераторов различных нарративов увеличивается в геометрической прогрессии. Стратегический успех, достигнутый на информационном поле, может иметь значение, сопоставимое с успехом политическим или военным. Примером служит противостояние между ключевыми игроками киберпространства — США и КНР. В основе их государственности лежит идеология: левый либерализм, трансгуманизм и американоцентричный глобализм, с одной стороны, новаторский марксизм и социализм с китайской спецификой — с другой. Несмотря на различия в фундаментальных ценностях, политических и социальных системах, и Вашингтон, и Пекин активно используют инструменты интернета для поиска поддержки, расширения возможностей управления и пропаганды.

Победители в идеологической борьбе пока не ясны. Но определенную динамику можно зафиксировать. США вынуждены признать, что их вера в повсеместное распространение либеральной демократии и «технологический оптимизм» начала XXI в. не оправдались. Интернет не смог изменить Китай — Китай изменил интернет «под себя». Политико-идеологические условия КНР и усилия КПК сформировали уникальные параметры развития Сети. Партия сумела создать систему распределенного контроля над интернетом, пользователями и контентом, позволяющую руководству управлять ситуацией на «поле битвы». США и их союзники по борьбе с «автократами и авторитариями», в свою очередь, все больше скатываются к борьбе с инакомыслием в собственных странах, и в ходе этой борьбы Запад сам становится все более нетерпимым и авторитарным.

Цифровизация контрольной и надзорной деятельности участников финансового рынка в Китае

Долганова Ольга Игоревна
Козырев Дмитрий Алексеевич

В последнее время Китайская Народная Республика занимает лидирующие позиции в мире в области развития цифровой экономики. Активное внедрение информационных технологий осуществляется как в бизнесе, так и в государственных структурах. Это позволяет создавать и развивать масштабные национальные системы сбора и обработки большого объема разноплановой информации о деятельности участников финансового рынка. Целью данной статьи является изучение специфики применения цифровых технологий китайскими властями для улучшения своей контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере. С помощью методов анализа, синтеза, интерпретации и обобщения информации и данных из научных статей, официальных интернет-ресурсов государственных органов власти, аналитических отчетов и публикаций в СМИ определены особенности цифровизации финансового мониторинга, аудита и надзора в Китае. Показаны основные участники внутреннего государственного финансового контроля и зоны их ответственности. Приведены ключевые концепции и проекты цифровизации аудиторских и надзорных функций: концепция «Интернет Плюс», проект «Золотой аудит», проект внедрения системы мониторинга финансовых рисков, раннего информирования и предупреждения об их возникновении, как органов контроля, так и подконтрольных объектов. Отмечены последние тенденции и области применения технологий на базе искусственного интеллекта и обработки больших данных, в том числе активное использование чат-ботов, методов машинного обучения и инструментов обработки естественного языка. Указаны действия, которые предпринимает Китай для снижения рисков и повышения эффективности деятельности участников финансового рынка, как организационного характера, так и в части нормативно-правового обеспечения.

Проблемы и перспективы развития атомной энергетики Японии

Емельянова Олеся Николаевна
Щербаков Денис Аркадьевич

Катастрофа, случившаяся на АЭС Фукусима в 2011 г., временно изменила приоритеты Японии и усилила критику атомной энергетики. Однако поскольку отказ от нее в долгосрочной перспективе привел к серьезным вызовам для энергетической безопасности страны, становится очевидным, что, несмотря на страх японского общества перед возможными катастрофами на АЭС, правительство Японии медленно и аккуратно возвращает атомную энергетику в повестку развития энергетического потенциала Японии. Это стало особенно заметно как в действиях кабинета Ф. Кисиды, так и текущего состава правительства Японии, которое продолжило курс на поэтапное «возрождение» атомной энергетики.

Даже по самому пессимистичному сценарию Всемирной ядерной ассоциации к 2040 г. планируется рост мировых мощностей атомных станций до 486 ГВт, что на 24 % больше по сравнению с 2023 г. По базовому и оптимистичному сценариям рост предполагается на 75 % и 138 % соответственно. Такие перспективы говорят о том, что эпоха атомной энергетики далеко не закончилась. 10 стран ЕС, включая Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию, Словению, Словакию, Финляндию, Францию, Хорватию и Чехию, выступили с предложением официально включить ядерную энергетику в перечень направлений для зеленых инвестиций, что, по их мнению, позволит отказаться от импортных поставок энергии. В феврале 2024 г. Совет государств-членов ЕС и Европейский парламент после длительных переговоров в Брюсселе о Законе по промышленности с нулевым уровнем выбросов (NZIA) договорились объявить ядерную энергетику стратегической технологией для декарбонизации ЕС.

Как в этот тренд планируют встраиваться Япония? Чем вновь обусловлен ожидаемый сдвиг энергобаланса страны в пользу атомной энергетики? Как это соответствует задачам обеспечения их энергобезопасности? Как изменилась роль атомной энергетики в условиях энергетического перехода Японии? В данной статье авторы предприняли попытку ответить на эти вопросы.

Стратегические приоритеты, тенденции и перспективы участия Японии в экономической интеграции в АТР

Паксютов Георгий Давидович

В статье рассмотрены актуальные вызовы, стоящие перед Японией с точки зрения участия в проектах региональной интеграции. Ввиду экономических и демографических вызовов, для Японии все более важным становится взаимодействие с динамично развивающимися азиатскими экономиками, способное отчасти компенсировать нехватку трудовых ресурсов и негативную динамику спроса на внутренних рынках. Япония участвует в обоих крупнейших интеграционных проектах региона — ВРЭП и ВПТТП, но цели ее участия в каждом из проектов несколько разнятся. Так, участие в ВРЭП, лидером которого является Китай, имеет сугубо экономическую мотивацию, в то время как ВПТТП (в целом характеризующееся заметно меньшим, чем у ВРЭП, удельным весом в мировой экономике и потенциалом экономическом роста) предоставляет Токио еще и площадку для продвижения своего политического видения в сотрудничестве с дружественными странами. Проблема выбора между экономическими и политическими мотивациями в японской национальной стратегии находит свое концептуальное отражение в необходимости балансировать между азиатскими и «универсальными» ценностями, при этом в эпоху правления премьер-министра Кисида в стратегических документах заметен явный крен в сторону позиционирования Японии как страны, придерживающейся «универсальных» ценностей. В то же время новая стратегия экономической безопасности предоставляет японскому правительству экстраординарные полномочия для противостояния странам, «не разделяющим универсальные ценности». Данная тенденция обусловливается комплексом факторов, включая внутриполитические: японские элиты мотивированы удерживать и наращивать свое влияние в ситуации, когда правящая Либерально-демократическая партия сталкивается с кризисом доверия среди избирателей.

Внешняя торговля Монголии в условиях глобальных шоков

Макаров Александр Валерьевич
Макарова Елена Владиславовна

Монголия очень сильно зависит от торговли с двумя соседними странами и поэтому серьезно пострадала от пограничных ограничений со стороны Китая в период пандемии COVID-19 и санкций западных стран против России, введенных после начала специальной военной операции на Украине.

Закрытие в 2020 г. границы с Китаем, который выступает основным рынком сбыта, стало причиной резкого падения объемов монгольского экспорта. В совокупности с внутренними ограничениями экономической активности это привело к самому глубокому спаду монгольской экономики за последние четверть века. Помимо этого, зависимость Монголии от экспорта минерального сырья в Китай усугубилась зависимостью от импорта нефтепродуктов из России. Резкий рост цен на нефтепродукты и проблемы с их поставками в 2022 г. оказали крайне негативное воздействие на экспорт и социально-экономическую ситуацию в Монголии.

Завершение Китаем политики Zero-COVID позволило Монголии в 2023 г. превысить допандемийные объемы экспорта полезных ископаемых. Строительство новых железнодорожных переходов позволит нарастить объемы экспорта в Китай и другие страны. Реализация Монголией мер по развитию собственной нефтепереработки уже в ближайшие годы приведет ее к избавлению зависимости от российских нефтепродуктов. В связи с последним следует ожидать обвальное падение взаимной торговли. Поэтому разработка долгосрочной политики двухстороннего экономического сотрудничества является крайне актуальной. В качестве важнейшей инициативы, которая позволит обеспечить хотя бы минимальные объемы российско-монгольской торговли и сохранить добрососедские отношения, предлагается заключение соглашения о свободной торговле.

Внутренняя Монголия: стратегическое позиционирование северной периферии Китая

Намжилова Виктория Очировна

В статье приводится обзор современного положения северной периферии Китая — Автономного района Внутренняя Монголия, включая его экономическую динамику, демографические параметры и актуальную повестку развития. Новым является рассмотрение подхода «стратегического позиционирования», когда обозначается миссия региона в тесной связи с национальными интересами. Автор раскрывает суть «пяти великих задач», возложенных председателем Си Цзиньпином на АРВМ, а именно создание «двух щитов», «двух баз» и «одного плацдарма». Первая задача — создание «экологического щита на севере страны» — подчеркивает уникальную роль АРВМ в национальной системе охраны окружающей среды. Вторая задача — обеспечение щита безопасности и стабильности — исходит из важности поддержания национального единства и спокойствия на северных рубежах. Третья задача — создание национальной базы энергетических и стратегически важных ресурсов — связана с передовыми практиками получения и поставок электроэнергии, а также с глубокой переработкой редкоземельных металлов. Четвертая задача направлена на создание базы производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности Китая. Пятой задачей обозначено превращение АРВМ в «плацдарм выхода на Север», что подразумевает стимулирование тесного взаимодействия с северными соседями. Понимание внутренних процессов, происходящих в сопредельном с российскими регионами АРВМ, чрезвычайно важно для выстраивания международных связей. Особенно стоит обратить внимание на задачу открытости на севере, которая приобретает новый импульс с активизацией российского «поворота на Восток». Встречное движение этих стратегий вкупе с монгольской «Политикой нового возрождения» создают благоприятные условия для становления экономического коридора Китай — Монголия — Россия.

Производительность труда в регионах Востока России и Северо-Востока КНР

Глазырина Ирина Петровна
Забелина Ирина Александровна
Фалейчик Лариса Михайловна

На основе данных Росстата, Национального бюро статистики Китая и Центрального Банка РФ выполнен анализ динамики и пространственной дифференциации производительности труда в регионах России и Китая. Установлено, что в большинстве российских регионов производительность труда в целом по экономике в 2022 г. была ниже общероссийского значения показателя. В группе субъектов с высокими значениями показателя преобладают территории с сырьевой направленностью хозяйственных систем. Выявлено, что за 2017–2022 гг. только в семи российских регионах, расположенных преимущественно в европейской части страны, наблюдалось снижение объема добавленной стоимости в расчете на одного занятого. Все дальневосточные территории характеризовались положительной динамикой показателя. Особое внимание уделено межстрановому сопоставлению и анализу уровня производительности труда в сопредельных российских и китайских регионах, вовлеченных в процессы трансграничного взаимодействия. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что в 2017 г. производительность труда в китайской экономике была ниже, чем в российской. Однако в 2022 г. Китай, где этот показатель в 2017–2022 гг. рос быстрыми темпами, превзошел Россию по производству валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого в экономике. Установлено, что в 2022 г. производительность труда в сопредельных регионах КНР была существенно выше, чем в большинстве регионов Востока РФ. Показано, что в России и Китае, а также большинстве анализируемых регионов производительность труда в промышленном секторе выше, чем по экономике в целом.

История вакцинации в Китае: современный этап

Герасимова Татьяна Григорьевна

История вакцинации в Китае, как и в целом история китайского здравоохранения, относится к числу малоизученных тем в отечественной историографии. Статья посвящена современному этапу развития китайского здравоохранения и его достижениям в области профилактики болезней, предотвращаемых с помощью вакцинации. В ХХI в. борьба с эпидемиями инфекционных болезней потребовала от китайских властей и общества консолидации усилий и огромной политической воли при проведении широкомасштабной программы иммунизации населения. С началом века в ходе реализации Национальной программы иммунизации в КНР центральное правительство переработало существующее законодательство, приняло новые законы, создало субсидируемый фонд «Новая сельская кооперативная медицинская схема», сформировало Национальный консультативный комитет по иммунизации, в задачи которого входит всесторонний сбор и оценка научных данных. Китай стал одной из первых стран, вступивших в Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации. Осуществленный автором анализ статистических данных наглядно демонстрирует, что развитие профилактической иммунизации в Китае в итоге не только улучшило общее состояние здоровья китайских граждан, но и способствовало прогрессу общественного здравоохранения во всем мире. Отмечается, что высокий уровень разработки и масштабы производства собственных вакцин непосредственным образом влияют на готовность системы здравоохранения реагировать на чрезвычайные ситуации. КНР приложила немалые усилия, чтобы с помощью своих вакцин укрепить влияние в различных регионах земного шара. Китаю удается эффективно развивать свою Национальную программу иммунизации населения, многократно повысив скорость и качество разработки вакцин, а также меры контроля производимых вакцин как на законодательном, так и на технологическом уровне, особенно в связи с пандемией COVID-19.

Реализация национальной политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе при председателе КНР Си Цзиньпине (2012–2024 гг.)

Буяров Дмитрий Владимирович

Национальный вопрос традиционно является актуальной проблемой для Китая как многонационального государства, включающего в том числе национальные автономные районы. Национальная политика центрального правительства является одним из важнейших направлений развития и сохранения целостности КНР. В статье представлен анализ политики председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в отношении Синьцзян-Уйгурского автономного района в период с 2012 по 2024 г. После прихода к власти Си Цзиньпин провозгласил курс осуществления «китайской мечты», направленный на возрождение китайской нации. В рамках реализации этой концепции претерпела изменения и национальная политика коммунистической партии в Синьцзяне. Усилия центрального и регионального правительств сконцентрировались не только на экономическом развитии автономного района, но и на этническом сплочении и стабилизации обстановки в регионе. Синьцзян-Уйгурский автономный район имеет большое значение для КНР с точки зрения ресурсной базы, внешней торговли, геополитического положения, и в то же время это регион с высокой степенью экстремистской угрозы. С целью стабилизации ситуации в автономном районе китайское правительство осуществило комплекс мер по развитию законодательной базы, укреплению национальной идеологии, пресечению проявлений религиозного экстремизма, борьбе с радикально настроенными представителями национальных меньшинств. Китайское правительство исходит из того, что без жестких мер по подавлению национализма этнических меньшинств неизбежно усилятся сепаратизм и центробежные тенденции. В целом курс Си Цзиньпина в Синьцзяне оказался успешным, многие из ранее поставленных задач были решены, а национальная политика получила дальнейшее позитивное развитие.

Коммерческое агентство Уссурийской железной дороги в Шанхае и создание прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией (1923–1926 гг.)

Сунь Ичжи

Статья посвящена истории коммерческого агентства Уссурийской железной дороги в Шанхае и его роли в создании прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией. После окончания Гражданской войны и занятия красными Владивостока в конце 1922 г. советская власть начала восстанавливать экономику и торговлю на Дальнем Востоке. В противовес Японии планировалось создание «восточного направления» прямого сообщения между Шанхаем и Маньчжурией. В «восточном направлении» пересадочным пунктом между Шанхаем и Маньчжурией должен был стать Владивосток. Товары, прибывшие водным путем из Шанхая во Владивосток, планировалось посредством Уссурийской железной дороги довезти до границы с Китаем и далее по Китайско-Восточной железной дороге доставить до Харбина. Уссурийская железная дорога была главным инициатором создания «восточного направления». Для полноценной работы в конце 1923–1924 гг. было создано сначала отделение, а потом и Коммерческое агентство Уссурийской железной дороги в Шанхае. Однако план создания прямого железнодорожно-водного сообщения между Шанхаем и Маньчжурией через Владивосток не был полностью реализован, поскольку не был решен вопрос о выдаче прямых транспортных документов. Главной причиной провала «восточного направления» стал межведомственный конфликт. Присущий представителям руководства обеих сторон – Шанхая (Шанхайское коммерческое агентство Уссурийской железной дороги и Доброфлот) и Москвы (Наркомпуть и Наркомвнешторг) – «ведомственный патриотизм» за три года так и не позволил ни на одном из уровней решить вопрос, от которого напрямую зависела реализация советских торговых интересов в Шанхае.

Молодежная политика и патриотическое воспитание в период Юсин (1972–1979 гг.)

Старшинов Александр Сергеевич

Статья посвящена анализу особенностей южнокорейского патриотического дискурса и молодежной политики 1970‑х гг., рассматриваемых автором через призму доминирующей идеологии системы Юсин — «всеобщей гармонии» (чхонхва). Завершение формирования системы школьного образования позволило стандартизировать учебные материалы, в которых подчеркивался приоритет нации над индивидом, способствовало распространению патриотических практик и ценностей военной защиты Родины.

Государственная молодежная политика была нацелена на формирование нового образа молодежи, который позволил бы нивелировать классовые и статусные различия внутри данной возрастной группы. Кроме того, через распространение разных форм сыновней почтительности власти планировали нейтрализовать связанные с молодежью конфликты, обострившиеся в южнокорейском обществе в 1970‑е гг., — поколенческие, социально-экономические и политические.

Практическим воплощением ценностей «всеобщей гармонии» стало Движение за новую деревню, которое было спаяно с системой образования и распространялось на всю страну. Обладая обширной инфраструктурой по пропаганде «духовного» образования и «практического» патриотизма, оно монополизировало и волонтерскую деятельность. В «образовании Сэмаыль» идеология периода Юсин подчеркивала дискурс равенства и эгалитаризма и предлагала молодежи несколько ролевых моделей: лояльные властям обучающиеся, волонтеры и молодежные лидеры, участвующие в модернизации страны.