Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» №6, 2024 г.
Содержание
Политика
Толорая Г.Д. Москва — Пхеньян: три эпохи — три договора
Кистанов В.О. «Украинский тупик» в отношениях между Россией и Японией
Асмолов К.В. Конституционный кризис в Республике Корея в 2024 г. Итоги парламентских выборов
Экономика
Савинский С.П. Платежная система стран БРИКС+
Сафронова Е.И. Редкоземельные элементы и геополитическое значение БРИКС
Государство и общество
Сёмочкина А.С. История формирования системы коллективного обучения членов Политбюро Центрального Комитета КПК (на материалах китайской историографии)
Кудакаев Р.Ф. «Одна организация, две вывески»: партийно-государственные идентичности в политической системе Китая
Дискуссионная трибуна
Виноградов А.В. Циклы и ритмы демократии в Народном Китае
Военное строительство
Гринёв И.В. Морально-патриотическое воспитание военнослужащих Республики Корея как инструмент обеспечения государственной безопасности (1950–1980‑е гг.)
История
Панцов А.В. Кан Шэн в Москве (1933–1937 гг.)
Научная жизнь
Костыркин А.В, Кудакаев Р.Ф. I Международная конференция «Цифровое востоковедение»
Рецензии
Горбунова М.Л., Комарова Т.Д. Рецензия на монографию: Конкуренция между США и КНР: возможности для России / Под ред. Д.А. Дегтерева. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2024. 300 с.
Портяков В.Я., Чубаров И.Г. Рецензия на книгу: Вебер Изабелла М. Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе / Перевод с английского Анны Васильевой. Ереван: Fortis Press, 2024. 520 с.
Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» за 2024 год
Москва — Пхеньян: три эпохи — три договора
Толорая Георгий Давидович
В статье приводится ранее не введенная в научный оборот информация, касающаяся подготовки и заключения основных межгосударственных договоров между СССР, Россией и КНДР. Каждый символизирует узловой момент эпохи, хотя не обязательно хронологически определят ее начало, и в этом смысле анализ его политической стороны позволяет определить преобладающий характер отношений. Рассмотрены обстоятельства, международная и региональная ситуации и состояние двусторонних отношений, которые влияли на решение о заключении договоров и на их подготовку. Впервые дан сравнительный анализ их содержания. Рассмотрен ряд моментов, связанных с выполнением различных положений договоров в контексте межгосударственных отношений на протяжении последних шести десятков лет. Отмечены колебания в степени соблюдений обязательств и проанализированы факторы, влиявшие на это.
Особое внимание уделено предыстории и факторам, которые побудили стороны заключить новый Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве в 2024 г. С учетом различных интерпретаций, распространившихся в СМИ и научном дискурсе, предложена гипотеза о его нестандартном характере и долгосрочных последствиях. Сближение на протяжении последнего десятилетия во взглядах руководства двух стран на ход исторического развития в годы после Второй мировой и холодной войны, на причины роста напряженности и конфликтного потенциала на глобальном и региональном уровне, необходимости перелома исторической линии и формирования нового миропорядка, основанного на суверенитете, равенстве и справедливости, стало той предпосылкой, на которой произошла конвергенция внешнеполитических стратегий. Такая общность носит долгосрочный характер, во всяком случае, для нынешних политических элит двух стран, что позволяет предположить длительную историческую полосу тесного сотрудничества двух стран. Даны предложения по реализации отдельных положений договора, в частности, о сотрудничестве в создании коллективной системы безопасности в Северо-Восточной Азии, реализации проекта в области атомной энергетики.
«Украинский тупик» в отношениях между Россией и Японией
Кистанов Валерий Олегович
Специальная военная операция (СВО) России на Украине, начавшаяся в феврале 2022 г., по мнению японских правящих кругов, явилась одной из причин того, что в настоящий момент не только осложнилась международная ситуация в мире в целом, но и резко обострилась обстановка в области безопасности вокруг Японии. Ссылаясь на тезис о неделимости безопасности Индо-Тихоокеанского и Евроатлантического регионов, Япония намерена укреплять отношения с НАТО с целью совместного противодействия «агрессивным замыслам» как Китая, так и России в этих регионах.
После начала СВО ситуация в отношениях между Россией и Японией резко ухудшилась. Действуя в унисон с прочими странами «Большой семерки», Япония присоединилась к антироссийским санкциям и предприняла ряд других мер, направленных на ограничение двусторонних связей. Параллельно с этим Токио оказывает всемерную финансовую, материальную и даже косвенную военную помощь Украине.
Россия в ответ на действия японского правительства объявила Японию «недружественным государством», отказалась продолжать переговоры о заключении мирного договора по итогам Второй мировой войны и осуществила ряд других зеркальных шагов экономического и политического характера. В настоящий момент российско-японские отношения находятся на самом низком уровне за весь послевоенный период.
Для выхода из «украинского тупика», в котором из-за деструктивных действий Токио оказались отношения между Россией и Японией, потребуется определенное время и последовательные усилия обеих сторон, направленные на восстановление полнокровных межгосударственных связей. Такое представляется возможным лишь в результате отказа Японии от антироссийского курса, проводимого в рамках политики коллективного Запада в отношении России в связи с военным конфликтом на Украине.
Конституционный кризис в Республике Корея в 2024 г. Итоги парламентских выборов
Асмолов Константин Валерианович
Начало конституционного кризиса в Южной Корее, следствием которого были неудачные попытки введения военного положения, а затем импичмента президента в начале декабря 2024 г., относится к периоду после парламентских выборов 10 апреля 2024 г.
По итогам выборов демократическому лагерю не удалось набрать две трети голосов нужных для импичмента президента или для изменения конституции, а консерваторам не удалось обратить ситуацию в свою пользу, несмотря на то, что перед выборами проблем в демократическом лагере было значительно больше.
В результате убедительная на первый взгляд победа Демократической партии, удержавшей квалифицированное большинство голосов, оказалась, в действительности, сохранением статус-кво, что хорошо видно при сравнении итогов выборов 2020 и 2024 гг.
Главным итогом выборов 2024 г. можно считать то, что парламент стал более ориентированным на двухпартийное противостояние. До минимума снизилось как влияние партий обладающих, в отличие от демократов, действительно левой повесткой, провалились попытки отколовшихся право- и левоцентристов сформировать влиятельную «третью» силу.
В результате острое противостояние президента и парламента продолжилось. Назначенцев консервативного президента и его законодательные инициативы все также отклоняли, а президент все также накладывал вето на законы, изданные парламентом. В качестве ответной меры летом 2024 г. правительство усилило попытки заключить под стражу лидера оппозиции Ли Чжэ Мёна на основании в целом фундированных улик, в ответ на это оппозиция начала подготовку к процедуре импичмента. Попытка власти «разрубить гордиев узел» привела к декабрьскому кризису.
Платежная система стран БРИКС+
Савинский Сергей Петрович
Статья посвящена становлению новой платежной системы стран БРИКС. Если раньше процесс распада Бреттон-Вудской системы шел естественным образом, без особых усилий со стороны его противников, то теперь ситуация изменилась в корне.
Эксперты БРИКС в настоящее время работают над созданием финансовой системы альтернативной западной, включающей собственные товарные биржи, депозитарии, платежную систему, с низкими издержками международной торговли, от которой никто не сможет отключить.
Наиболее вероятным вектором развития по дедолларизации глобальной финансовой системы является цифровизация и внедрение новейших технических достижений в сфере трансграничных расчетов с внедрением национальной цифровой валюты центрального банка (Central Bank Digital Currency, CBDC), где одним из основных инициаторов выступает ряд стран БРИКС+.
Основная работа в рамках БРИКС+ в настоящее время сосредоточена на создании альтернативной финансово-расчетной платежной системы на основе национальных валют стран БРИКС, в том числе и на основе цифровых финансовых активов, включая и CDBC, и основная задача, над решением которой в настоящее время работают — вопрос стыковки и расчетов.
Возможность беспрепятственно вести торговлю, не опасаясь сбоев, вызванных санкциями в работе банков, депозитариев, рейтинговых агентств и бирж, обслуживаемых учреждениями США и Евросоюза, будет способствовать ускоренному согласованию условий интеграции стран БРИКС. Система, создаваемая на основе национальных цифровых валют, и расчеты на основе системы распределенного реестра многократно упростят расчеты и сделают их мгновенными.
Новый платежный комплекс будет способствовать сокращению расходов на трансграничные платежи на 98 %, а мультипликативный эффект многократно умножит выгоду.
Редкоземельные элементы и геополитическое значение БРИКС
Сафронова Елена Ильинична
Основная задача статьи — постановка вопроса, насколько ресурсное богатство, особенно в плане такого стратегического сырья, как редкие и редкоземельные элементы (РРЗЭ) — может послужить консолидирующем фактором для международной структуры, а именно БРИКС. Актуальность темы обусловлена рядом обстоятельств, ключевыми из которых являются стремительный рост значения РРЗЭ в промышленности, особенно в отраслях, определяющих текущий этап научно-технического прогресса (чистая и возобновляемая энергетика, облагораживание свойств инновационной продукции и др.), и та роль, которую играет Китай в обеспечении мирохозяйственной состоятельности Форума. Потому основное внимание в работе уделено китайскому аспекту названной темы, включая сравнительные преимущества КНР в сфере РРЗЭ.
В статье даются терминологические и фактологические пояснения к феномену РРЗЭ, необходимые для лучшего понимания свойств этого критически важного сырья. В пострановом разрезе характеризуется потенциал государств-членов БРИКС — лидеров в производстве редких и редкоземельных элементов. Опорные положения работы представлены в разделах, посвященных геополитическому значению проблем производства РРЗЭ, а также вопросу о том, способен ли Форум в ближайшее время извлечь реальную коллективную выгоду из своего ресурсного «благословения». Автор заключает, что сотрудничеству в названной сфере, ныне имеющему двусторонний уровень, еще предстоит длительный и непростой переход в коллективный формат, успех этого перехода в большой степени зависит от конструктивности позиций Китая, России, Нового банка развития (НБР), а также от того, насколько многосторонний уровень способен показать бóльшую продуктивность по сравнению с двусторонней опцией.
История формирования системы коллективного обучения членов Политбюро Центрального Комитета КПК (на материалах китайской историографии)
Сёмочкина Адель Сергеевна
В статье рассматривается история системы коллективного обучения членов Политбюро ЦК КПК, приводятся исторические события, которые оказали влияние на ее появление и обращение к ней в разные годы. В китайской историографии в основном выделяют 3 этапа формирования системы коллективного обучения. Начало первого этапа приходится на осень 1941 г., когда в КПК были учреждены группы по обучению высших партийных кадров. Он характеризуется наличием учебного плана, учебных материалов, ограниченным количеством участников, а также четкими требованиями к уровню подготовки, необходимыми для зачисления в группу. Второй этап (1959–1960) представлен обучением в рамках читательского кружка под руководством Мао Цзэдуна. Встречи характеризируются кулуарностью (были допущены только высшие руководящие кадры партии), а также наличием дискуссии между участниками по обсуждаемым экономическим вопросам. На третьем этапе (1980–2002) вызревают черты современной системы коллективного обучения: круг «обучающихся» постепенно сокращается до членов Политбюро ЦК КПК, вводится практика приглашенных лекторов, расширяется поле обсуждаемых вопросов, а сами занятия проводятся на постоянной основе. Китайские исследователи не дают определения понятию «коллективное обучение», которое бы описало специфику его функционирования и могло бы быть применимо к различным этапам. В статье предложен новый вариант периодизации коллективного обучения, который, на взгляд автора, точнее отражает процесс преобразования обособленных лекций в образовательную систему.
«Одна организация, две вывески»: партийно-государственные идентичности в политической системе Китая
Кудакаев Родион Фидельевич
Своими успехами в проведении реформ и экономическом развитии за последние 40 лет КНР во многом обязана эффективной системе государственного управления, позволившей воспользоваться благоприятной экономической ситуацией в мире, сложившейся после распада биполярной системы. Многие уникальные черты партийных, государственных и общественных институтов Китая на протяжении долгого времени не подвергались детальному изучению ввиду убежденности в том, что успешное экономическое развитие в условиях рынка должно было привести КНР к демократизации по западному образцу. Однако Китай не только сохранил самобытность своей политической системы, но и продолжает ее совершенствовать, следуя собственным традициям централизованного государственного управления. Одной из них является ведущая роль КПК в государственном управлении страной: компартия полностью пронизывает китайское общество, имеет свои ячейки и организации на всех уровнях власти и управления, что позволяет контролировать кадровую, идейно-пропагандистскую и воспитательную систему страны.
Тесная связь партийного (КПК) и государственного аппаратов обеспечивается наличием особых форм их сосуществования — принципов «одна организация, две вывески» (一个机构两块牌子) и «организационное объединение» (合署办公), благодаря которым возможно как совмещение партийной и государственной идентичности в рамках одной организации, так и одновременное совмещение партийных и государственных должностей одним лицом.
Циклы и ритмы демократии в Народном Китае
Виноградов Андрей Владимирович
После превращения Китая в глобальный экономический и политический полюс среди источников китайского успеха наравне со сравнительными экономическими преимуществами и благоприятными внешними условиями стали выделять политическую стабильность и эффективность государственной власти. Анализ государственных институтов Китая и их потенциала к совершенствованию особенно важен на фоне растущей в США и Европе социально-политической нестабильности, вызванной межэтническими конфликтами, миграционным кризисом, противоречиями между представителями традиционных и нетрадиционных идентичностей и общим снижением эффективности политических институтов западных демократий. Важную роль в формировании политических институтов современного Китая играют сохранившиеся с периода революционных войн межпартийное сотрудничество КПК и малых демократических партий, деятельность НПКСК, а также исторический опыт «малой» и «большой демократии», консультативной демократии и массовых общественно-политических кампаний 1950–1980‑х гг. После избрания Си Цзиньпина генеральным секретарем ЦК КПК в Китае начался новый этап политического развития. Наряду с концентрацией значительного объема властных полномочий у лидера партии и государства продолжают развиваться институты демократического участия населения. Борьба с коррупцией и создание Государственного контрольного комитета (ГКК) способствовали появлению нового направления политического участия, связанного с осуществлением населением контрольных функций. Формируется концепция демократии полного цикла как основного направления политического развития, что вносит вклад в развитие представлений о представительной демократии.
Морально-патриотическое воспитание военнослужащих Республики Корея как инструмент обеспечения государственной безопасности (1950–1980‑е гг.)
Гринёв Иван Владимирович
Работа посвящена патриотическому воспитанию в Вооруженных Силах Республики Корея в условиях авторитарного режима (1950–1980 гг.). Предпринята попытка охарактеризовать процесс развития системы информационно-психологического обеспечения военнослужащих, выявить основные инструменты ее реализации и дать оценку изменениям, происходившим с системой. Поскольку такие духовно-моральные качества, как любовь к стране и преданность воинскому долгу оказывают непосредственное влияние на боеспособность вооруженных сил, военнослужащие являются особой социальной группой, для которой идеи патриотизма занимают исключительное место. В условиях противостояния КНДР и Республики Корея морально-патриотическое воспитание военнослужащих стало одним из наиболее острых вопросов, вставших перед южнокорейским руководством. Для его решения в Вооруженных силах РК была разработана система информационно-психологического обеспечения военнослужащих, позволившая приобщать последних к идеям безоговорочной поддержки и защиты государства. Ее важными составляющими стали антикоммунизм, национализм, коллективизм. Значительное совершенствование системы произошло во время президентства Пак Чон Хи (1961–1979 гг.), когда были созданы специализированные учебные заведения по обучению преподавателей, сформулирована единая программа информационно-психологической подготовки, получили развитие военные средства-массовой информации. Предпринятые меры позволили повысить морально-патриотическое состояние военнослужащих. В условиях всеобщей воинской повинности армия стала важным инструментом в руках государства, позволившим сдерживать распространение левой идеологии. Безоговорочная поддержка правительства позволила использовать армию для подавления антиправительственных акций. Источниковую базу исследования составили Белые книги обороны Республики Корея (основной документ военной политики страны), другие официальные документы, сборники речей президента Пак Чон Хи, документы ЦРУ США, материалы по информационно-психологическому обеспечению ВС РК, военная пресса РК, а также труды и воспоминания южнокорейских военнослужащих.
Кан Шэн в Москве (1933–1937 гг.)
Панцов Александр Вадимович
Глава всех секретных служб Компартии Китая Кан Шэн (1898–1975) в 1933–1937 гг. являлся заместителем руководителя делегации КПК в Коминтерне и членом Президиума Исполкома Коминтерна (ИККИ). Но до последнего времени о его жизни в Советском Союзе было известно довольно мало, т.к. его личное дело, хранящееся в Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ), не было доступно исследователям. И только сейчас появилась возможность ознакомить читателя с документами из этого дела, проливающими свет на политическую и организационную деятельность Кан Шэна в то время. Представленную информацию дополняют материалы из личного дела жены Кан Шэна, Цао Иоу, также находящегося в РГАНИ, а также из ряда малоизвестных фондов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), в том числе личных дел главы делегации КПК в Коминтерне Ван Мина, его жены Мэн Циншу, а также многих других китайских коммунистов. Все эти документы свидетельствует, что Кан Шэн не являлся самостоятельной фигурой в организации репрессий против китайских коммунистов, работавших в СССР. Первую скрипку в грязных делах безусловно играл Ван Мин, Кан же, как правило, лишь выполнял функции его подручного.