Проблемы Дальнего Востока №4, 2024 г.

Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» №4, 2024 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Виноградов А.В. 3‑й пленум ЦК КПК 20-го созыва: факторы нестабильности и перспективы развития

Трощинский П.В. 2-я сессия ВСНП 14-го созыва: итоги законодательного развития Китая в 2023 г.

Асмолов К.В. Изменения политики КНДР и РК в области межкорейских отношений и перспективы развития ситуации на полуострове

Экономика

Смирнова В.А. Роль международного сотрудничества в китайской стратегии продовольственной безопасности

Шишикин В.Г., Антонов Д.А. Развитие индустрии компьютерных игр в КНР в начале ХХI в.

Самсонова В.Г. Сотрудничество РФ и КНДР в туристической отрасли

Государство и общество

Пиковер А.В. Политика КНР в области искусственного интеллекта

Дискуссионная трибуна

Лешаков П.С., Терехин Н.Н. Новый взгляд на экономическую историю колониальной Кореи (на примере сельского хозяйства)

История

Горбачев Б.Н. Новое посольство в Новом Китае: к 65-летию строительства посольского городка СССР в Пекине

Чэнь Яо, Юй Даньхун. Слияние шэньши и купечества в китайской общине Сингапура и их политический прагматизм (1877–1941 гг.)

Кан Шисинь. Торговля в Люйшуне (Порт-Артуре) на рубеже XIX—XX вв.

Культура

Малявин В.В. Ученый-боец: Чан Найчжоу и его книга о боевом искусстве

Образование

Гурулева Т.Л. Языковая политика КНР на современном этапе (2021–2024 гг.): основные направления и особенности реализации

Научная жизнь

Блажкина А.Ю., Кварталова Н.Л. XXV Международная научная конференция «Китай и Восточная Азия: философия, литература, культура»


3‑й пленум ЦК КПК 20-го созыва: факторы нестабильности и перспективы развития

Виноградов Андрей Владимирович

Проведение 3-го пленума ЦК КПК 20-го созыва (15–18 июня) стало одним из центральных событий политической жизни КНР в 2024 г. Задержка в проведении пленума более чем на полгода усилила ощущение нарастания факторов нестабильности в развитии Китая, вызванное медленным восстановлением экономики после пандемии, а также резонансными отставками министров иностранных дел Цинь Гана и министра обороны Лю Шанфу. Технический перенос сроков проведения пленума привел к нарушению процедуры принятия важнейших государственных решений, характерных для республик советского типа. Время проведения и повестка пленума подтвердили серьезность вызовов, с которыми столкнулось руководство компартии в экономике и на международной арене. Поиск КПК новой модели развития и теоретической концепции осложняется необходимостью учитывать не только постоянно ухудшающуюся международную обстановку, экономические трудности и социальные проблемы, но и появление новых производительных сил и изменения в способе производства, связанные с использованием искусственного интеллекта, цифровых технологий и т.д. Процесс поиска новой идейно-теоретической платформы компартии продолжился на пленуме, в Решении которого сформулированы основные положения развития Китая до 2029 г. Особое внимание было уделено развитию производительных сил нового качества, инновациям, фундаментальным исследованиям, развитию международного сотрудничества в области науки и образования для сохранения высоких темпов роста экономики. Заметно меньше внимания было уделено решению социальных проблем и вопросам социальной справедливости. Важным направлением внутрипартийной жизни стало продолжающееся ослабление роли военных в руководстве партии и политической системе КНР.

2-я сессия ВСНП 14-го созыва: итоги законодательного развития Китая в 2023 г.

Трощинский Павел Владимирович

На состоявшейся в марте 2024 г. очередной (2-й) сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва были подведены основные итоги социально-экономического и законодательного развития КНР во второй год после проведения ХХ Всекитайского съезда КПК (октябрь 2022 г.). Согласно традиции, накануне парламентской сессии должен был состояться 3-й пленум ЦК КПК ХХ созыва, решения которого преимущественно посвящаются вопросам экономического развития страны. В свою очередь решения ВСНП основываются на итогах работы пленума, иногда обретая форму законов. Однако в 2024 г. сессия ВСНП не была отложена по причине отсутствия пленума, и высший представительный орган собрался в намеченные ранее сроки, его рабочая повестка не претерпела каких-либо изменений. В отчетном докладе премьера Государственного совета отмечен рост ВВП Китая на 5,2 %, что стало одним их самых высоких показателей среди развивающихся и развитых стран мира. В законодательной сфере в течение 2023 г. китайский парламент в лице Постоянного комитета ВСНП принял ряд важных для правовой системы страны законов, в некоторые действующие законы были внесены изменения. В первую очередь отметим Закон о внешних сношениях, определяющий основные принципы внешней политики КНР, и Закон об иммунитете иностранных государств, заменивший ранее действующий в стране принцип «абсолютного иммунитета» на «ограниченный». Важными в контексте противодействия коррупции стали 12‑е по счету поправки в Уголовный закон (кодекс) КНР. Отметим решения законодателя, направленные на выработку механизма противодействия усиливающимся вызовам и угрозам китайской государственности, поиску адекватного ответа на санкционную политику, на предпринимаемые меры по созданию устойчивой финансово-банковской системы, укрепление армии в условиях нагнетания напряженности в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море.

Изменения политики КНДР и РК в области межкорейских отношений и перспективы развития ситуации на полуострове

Константин Валерианович Асмолов

На декабрьском пленуме ЦК ТПК 2023 г. и январской сессии ВНС КНДР 2024 г. Северная Корея радикально пересмотрела политику в области межкорейских отношений, отказавшись от курса на «объединение страны». Власти расформировали релевантные структуры и намерены полностью удалить из национальной истории саму концепцию «объединения», «примирения» и «соотечественников». По словам Ким Чен Ына, КНДР и Республика Корея окончательно стали друг для друга «враждебными государствами», их отношения перестали определяться принадлежностью к одному народу и мирное объединение Корейского полуострова больше не считается возможным. Этот курс свидетельствует о признании руководством страны объективной реальности и вопреки заявлениям Запада не ведет к повышению вероятности межкорейского конфликта по инициативе Пхеньяна.

Такое изменение курса во многом стало следствием процессов на юге полуострова, где правительство Юн Сок Ёля усиливает риторику «достижения мира через силу». Знаком нового курса автор статьи считает речь президента Юна 1 марта 2024 г., формально посвященную 105‑й годовщине Первомартовского движения 1919 г. Это выступление может рассматриваться как программа новой межкорейской политики, направленной на ликвидацию КНДР силами международного сообщества.

Новую ситуацию в межкорейских отношениях следует воспринимать как следствие изменений глобальной архитектуры безопасности, в ходе которых концепции, не отвечающие новой реальности, пересматриваются или отменяются.

Отметим, что Россию устраивает наличие на полуострове холодной войны, не переходящей в горячую, а равно дальнейшее сближение Москвы и Пхеньяна, объединенных общей угрозой.

Роль международного сотрудничества в китайской стратегии продовольственной безопасности

Смирнова Вероника Александровна

В основе китайской стратегии продовольственной безопасности лежит принцип опоры на собственные силы. С учетом исторического опыта Пекин подходит к вопросу привлечения внешних ресурсов в этой сфере с осторожностью. Включение внешнего вектора в национальную стратегию происходило постепенно — от допущения, что внешние ресурсы могут быть использованы в критических ситуациях, до комплексного видения, как они могут содействовать внутреннему развитию. На этом пути Китай поступательно внедрял меры по поддержке национальных производителей в рамках политик «привлечение зарубежного» и «выхода вовне» и по развитию международного сотрудничества в сфере продовольствия и сельского хозяйства. Это было призвано снизить нагрузку на внутренние ресурсы и способствовать формированию поддерживающей внешней среды, что благоприятствует развитию современного сельского хозяйства внутри страны. В результате утвердилась формула «использования двух рынков, двух ресурсов»: внешний вектор стал важным дополняющим элементом обеспечения продовольственной безопасности. Наряду с его интеграцией в национальную стратегию наблюдаются тенденции по систематизации и масштабированию. В период руководства Си Цзиньпина была усилена межведомственная координация по планированию развития международного сотрудничества в сфере продовольствия и сельского хозяйства, произошло расширение используемого инструментария — от новаторских форматов научно-технического сотрудничества до более активного участия в повестке дня в рамках глобального управления в сфере продовольственной безопасности. В рамках усилий по выстраиванию поддерживающей внешней среды Китай стремится занимать проактивную позицию.

Это находит отражение как в большей вовлеченности в работу региональных и международных организаций в сфере продовольствия и сельского хозяйства, так и в продвижении собственных инициатив.

Развитие индустрии компьютерных игр в КНР в начале ХХI в.

Шишикин Виталий Геннадьевич
Антонов Денис Александрович

Политика реформ и открытости привела к формированию игровой индустрии КНР, ставшей за два последних десятилетия XX в. важным элементом социально-экономического ландшафта государства. Введенный китайскими властями в самом начале XXI в. запрет на ввоз зарубежных консолей усилил местный сектор PC и рынок многопользовательских игр, которые не только стали локомотивами развития отрасли, но и использовались политическим истеблишментом для укрепления связей с молодежью за счет разноплановых культурно-исторических и пропагандистских проектов, а также поддержки киберспорта. Активная вовлеченность государства стала ответом на стремительное развертывание национальной индустрии компьютерных развлечений, охватывающей все более широкие слои населения, что вело как к положительным, так и отрицательным последствиям. Основное внимание контролирующие органы уделяли вопросам влияния игровой индустрии на молодежь, последовательно расширяя регламентирующие нормы и устанавливая более строгие и четкие правила поведения в виртуальном пространстве и Сети. При этом некоторые ограничения могли носить формальный характер, что позволяло китайскому сектору компьютерных развлечений поддерживать и развивать международные связи. Кроме того власти КНР сдерживали проникновение западных фирм на местный рынок за счет нормативно-правовых механизмов, стремясь сделать этот процесс контролируемым, но сохраняя возможности для обоюдовыгодного сотрудничества с лидерами западной индустрии. Были также созданы благоприятные условия для конкурентного развития местных игровых фирм, что привело к оформлению группы наиболее сильных компаний, которые, укрепив позиции на внутреннем рынке, начали мировую экспансию. Таким образом, игровой бизнес стал для современного китайского государства еще одним элементом демонстрации национальной мощи и расширения международного влияния.

Сотрудничество РФ и КНДР в туристической отрасли

Самсонова Виктория Георгиевна

13 сентября 2023 г. состоялась знаменательная встреча президента России В.В. Путина с председателем государственных дел КНДР Ким Чен Ыном на космодроме «Восточный», на которой обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе торгово-экономические связи и культурные обмены. По нашему мнению, одной из перспективных сфер сотрудничества может стать туристическая. КНДР на сегодняшний день обладает уникальными рекреационными, историческими, культурными достопримечательностями, активно развивает гостиничную базу, готовит персонал для туристической сферы и может стать одним из интересных туристических направлений для россиян. После пандемии COVID-19 и вынужденного закрытия границ КНДР постепенно начинает открываться внешнему миру, причем приоритетный акцент сделан на сотрудничество с Россий и активизацию партнерства в туристической сфере. В 2024 г. успешно начаты и продолжаются организованные с российской стороны компанией «Восток-Интур», с корейской стороны — Корейской Международной Туристической Компанией, туристические поездки из РФ в КНДР, как на горнолыжный курорт Масик, так и в столицу КНДР Пхеньян, горы Мёхян и др. Судя по высокому уровню организации поездок, доброжелательному отношению к российским туристам, оперативности в улаживании вопросов, возникающих во время проведения туров, в КНДР на самом высоком уровне принято решение активизировать сотрудничество с Россией в этой сфере. В статье анализируется современная ситуация в туристической отрасли КНДР, возможности для расширения партнерства между РФ и КНДР в этой сфере, исследуются проблемы и предлагаются пути для расширения туристического потока из РФ в КНДР.

Политика КНР в области искусственного интеллекта

Пиковер Александр Владимирович

На сегодня Китай добился огромных успехов в области информационных технологий и активно продвигает модернизацию страны и повышение ее конкурентоспособности в мире посредством поступательной цифровизации и информатизации всех отраслей жизни и производства. Обладая более чем миллиардной аудиторией зарегистрированных пользователей глобальной информационной сети, активно используя научно-образовательный потенциал страны, Китай держит информационную политику в зоне пристального внимания, о чем, в частности, свидетельствует то, что созданной в 2014 г. Центральной комиссией ЦК КПК по безопасности Интернета и информатизации с момента ее создания руководит лично Си Цзиньпин.

Китай осознает серьезные риски, связанные с развитием ИИ, но также понимает и значение данного направления для дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности страны. В этой связи политическим руководством предпринимаются системные шаги и меры по здоровому и безопасному развитию данного направления в стране и в мире. Не менее важна информационная сфера и для России, особенно в условиях попыток изолировать ее и вытеснить на мировую периферию, поэтому в настоящих условиях для России тема сотрудничества с Китаем в сфере информационных технологий особо приоритетна. Об этом говорит её включение в итоговое совместное Российско-Китайское заявление от 16 мая 2024 г. по итогам встречи глав государств в Пекине.

В статье рассматривается общая ситуация формирования инструментов регулирования ИИ в мире и прежде всего в КНР. Рассмотрен ряд документов, принятых высшим политическим руководством страны, а также экспертные оценки и мнения.

Новый взгляд на экономическую историю колониальной Кореи (на примере сельского хозяйства)

Лешаков Павел Семенович
Терехин Никита Николаевич

В статье критически анализируются основные теоретические концепции, которые используются при изучении экономической истории колониальной Кореи, предпринимается попытка дать новый взгляд на данный период. После распада Советского Союза в отечественной исторической науке появились концепции нелинейного понимания истории. Именно такой подход является наиболее продуктивным для анализа всемирной истории. В рамках нелинейного понимания истории для проведения анализа такого сложного социально-экономического и социально-политического явления, как колониализм, стоит использовать теорию т.н. «колониального способа производства». Она «размыкает» ранее господствующую концепцию «феодализм — капитализм» и определяет колониальную экономику как особую, с только ей присущими особенностями и законами. Более того, колониализм, являясь «тупиком» в процессе исторического развития, не может породить новую социально-экономическую систему и в итоге приводит лишь к деградации экономики колонии, даже если в отдельные периоды и в отдельных отраслях может наблюдаться определенное развитие.

Все теоретические концепции корейской и российской исторической науки базировались на линейном понимании исторического процесса, когда за одним социально-экономическим строем должен следовать следующий, более прогрессивный. Ранее колониальную Корею воспринимали либо как «полуфеодальное колониальное», либо как «колониально-капиталистическое» общество, что ограничивало возможности социально-экономического анализа и замыкало экономическую историю колониальной Кореи в рамках дихотомии «феодализм — капитализм». В статье дается попытка выйти за рамки вышеназванной дихотомии через анализ сельского хозяйства колониальной Кореи, используя теорию «колониального способа производства».

Новое посольство в Новом Китае: К 65-летию строительства посольского городка СССР в Пекине

Горбачев Борис Николаевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с переносом в 50‑е гг. ХХ в. посольства СССР в Китае со старинного места на ул. Дунцзяоминьсян (Наньгуань) в Пекине и строительством нового посольского городка на территории бывшей Российской духовной миссии (РДМ) в районе Бэйгуань. В статье обосновывается идея о том, что, хотя решение о переносе адреса строительства нового советского посольства появилось спонтанно в ходе проектных работ, но было продиктовано объективной необходимостью обеспечить благоприятные условия для деятельности и развития посольства в условиях растущего сотрудничества с КНР. Кроме того, перенос посольства СССР в другое место был связан с общим планом китайского правительства по перемещению иностранных диппредставительств из Посольского квартала Пекина, чтобы «покончить с полувековым позором» полуколониального прошлого Китая.

В статье на основе архивных данных делается сравнительный анализ площадей и объемов служебных и жилых зданий, других объектов на старой и новой территории посольства, описывается объем и характер строительных работ и благоустройства, выполнение которых потребовало значительных затрат и времени (1954–1959). В статье уделено внимание факту разрушения при строительстве церковных построек РДМ. При этом автор указывает, что в последние годы на территории посольства произошло восстановление некоторых исторических святынь. Особенно важным явилось возрождение Успенского храма в 2009 г. Подобный подход в какой-то мере компенсирует потери, понесенные при строительстве нового посольства в 1950‑е гг.

В статье делается вывод о том, что строительство посольства СССР на новом месте оказалось верным и промыслительным, т.к. земля, обретенная первыми русскими людьми в Пекине — албазинцами и РДМ, осталась за нашей страной — Россией.

Слияние шэньши и купечества в китайской общине Сингапура и их политический прагматизм (1877–1941 гг.)

Чэнь Яо
Юй Даньхун

В колониальный период (1877–1941) китайские купцы в Сингапуре стремились к статусу шэньши, играли соответствующую роль в обществе и выполняли подобающие социальные функции. В то же время некоторые шэньши стали заниматься торговлей, чтобы обретать, поддерживать и расширять власть и престиж. В рамках традиционной исследовательской парадигмы ученые рассматривали феномен слияния шэньши и купечества с точки зрения национальной, политической и культурной идентичности. Лидеры сингапурских китайцев в рассматриваемый период считали себя патриотами Китая. Но в данной статье по-новому интерпретируются некоторые аспекты деятельности китайской диаспоры в Сингапуре. Авторы исследуют три основных источника власти китайских купцов Сингапура: личные деловые сети и местные тайные общества, китайское правительство и консульство, колониальное правительство. В целях обретения власти купцы использовали пять основных стратегий: расширение культурного влияния на власть, совмещение должностей, активное участие в политической и культурной жизни, политическая лояльность, семейное наследие и брачные союзы. Существовало четыре основных модели организации деятельности китайских купцов: ассоциация носителей какого-либо диалекта, наддиалектная бизнес-ассоциация, ассоциация британских подданных китайского происхождения, политические партии. Их активность подразделялась на четыре вида: благотворительная деятельность, поддержка политических движений, движение за социальные реформы, а также четвертый вид, предполагавший совмещение деятельности по трем первым направлениям. В слиянии шэньши и купцов и их политическом прагматизме (现实主义政治)[1] отразились традиционные китайские ценности, социальные и психологические потребности китайского купечества в Сингапуре. Посредством своей экономической, социальной и культурной деятельности данное сословие стремилось как к накоплению, сбережению и приумножению богатства, так и к обретению власти и престижа.

[1]  Подразумевается деятельность китайских купцов в Сингапуре, направленная на обретение и укрепление власти для достижения собственных интересов, не только исходя из патриотических или альтруистических чувств. — Прим. ред.

Торговля в Люйшуне (Порт-Артуре) на рубеже XIX—XX вв.

Кан Шисинь

Военной истории Порт-Артура рубежа XIX—XX вв. посвящено множество исследований, в то время как роль города как торгового центра не получила должного освещения ни в российской, ни в китайской историографии. Не последнюю роль в этом сыграл и тот факт, что сами современники воспринимали Порт-Артур только как военную крепость. Этим обстоятельством объясняется и фрагментарность источниковой базы. В статье на основе обнаруженных архивных материалов, источников личного происхождения и периодической печати реконструируется история торговли в городе Люйшунь в период правления династии Цин (до 1898 г.). Автор приходит к выводу, что до основания города Дальнего значение Порт-Артура как временного торгового порта было достаточно высоким. Строительство военного порта в 1880‑х гг. стало стимулом к развитию города и способствовало развитию местной китайской торговли. После передачи Порт-Артура в аренду Российской империи в 1898 г. в городе стал господствовать русский капитал. В период российского управления в жизнь города были внесены изменения, которые позволили Порт-Артуру развиваться по западному образцу и привлекли иммигрантов и инвестиции, что способствовало дальнейшему развитию промышленности и торговли города. Однако целью подобных преобразований было создание на базе Порт-Артура опорного военного пункта Российской империи на Дальнем Востоке, что делало развитие торговли в городе несбалансированным.

Ученый-боец: Чан Найчжоу и его книга о боевом искусстве

Малявин Владимир Вячеславович

В статье исследуются мировоззренческие основы, практика и социальный контекст школы боевого искусства, созданной в конце XVIII в. уроженцем провинции Хэнань Чан Найчжоу. Будучи образованным человеком, Чан оставил подробное описание принципов и методов своей школы. Наследие Чан Найчжоу и появление большого числа энтузиастов боевых искусств среди образованной элиты общества свидетельствует о формировании в цинском Китае нового синтеза элитарной и народной культуры, соединившего традиции конфуцианства, даосского и буддийского совершенствования и стихию фольклора. Возникает прослойка профессиональных бойцов, тесно интегрированная как с локальным обществом и его военизированными образованиями (отрядами самообороны, клятвенными союзами, объединениями участников храмовых праздников, школами боевых искусств и проч.), так и со служебной элитой империи и ее военной администрацией.

В основе методики Чан Найчжоу лежит понятие конфигураций силы (ши 势), которые создаются действием жизненной энергии организма (ци 气) и в свою очередь усиливают и направляют это действие. Первичным субстратом жизненной энергии является так называемое «центрированное ци», которое в духовно-соматической практике боевого искусства порождает большое разнообразие свойств и качеств жизненного опыта и делает возможным единение сознания и тела. Сила в данном случае проистекает из взаимодействия полярных начал бытия. Чан Найчжоу вводит много оригинальных понятий и приемов боевого искусства, но его мировоззренческие установки принадлежат общему арсеналу китайской традиции. Тем самым его школа отобразила природу всей китайской цивилизации: многообразие форм, укорененное во всеобъемлющем структурном единстве.

Языковая политика КНР на современном этапе (2021–2024 гг.): основные направления и особенности реализации

Гурулева Татьяна Леонидовна

Цель статьи — выявление основных направлений языковой политики КНР на современном этапе (2021–2024) на основе анализа нормативно-правовых документов и системы мероприятий, проводимых в области языка и письменности, а также характерных особенностей ее реализации. В результате исследования было выявлено, что основными направлениями языковой политики КНР на современном этапе являются: 1) дальнейшая популяризация и распространение путунхуа; 2) дальнейшее формирование норм общеупотребительного языка путунхуа и системы нормативного иероглифического письма и их закрепление в разнообразных стандартах; 3) совершенствование процессов наследования и развития китайского языка и культуры; 4) развитие современной качественной государственной системы языковых услуг, предоставляемых населению; 5) защита языкового и культурного многообразия Китая; 6) усиление распространения китайского языка путунхуа за рубежом, укрепление международного статуса и влияния китайского языка. Также были определены характерные особенности реализации языковой политики КНР на современном этапе, среди которых функционирование новой нормативной рамки, определяющей направления языковой политики после 2020 г.; интенсивное развитие уже существующих и реализация новых проектов; расширение процессов нормативизации и стандартизации на все аспекты и сферы языка и письменности; использование в качестве инструмента измерения уровня владения языком специализированного экзамена / теста; полный переход дошкольного образования в национальных районах на язык путунхуа и трансформация существующей системы двуязычного образования; успешность информатизации и цифровизации китайского языка и его иероглифической письменности.