Проблемы Дальнего Востока №1, 2022 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №1, 2022 г. [электронная версия].

Содержание

Круглый стол

Круглый стол «Китаеведение современной России: проблемы и перспективы развития»

Политика

Вода К.Р. Япония и США: каким будет союз при администрации Дж. Байдена?

Игнатов И.А. Монгольская внешнеполитическая концепция «третьего соседа»: история, особенности и перспективы

Трунов Ф.О. Особенности стратегического проникновения ФРГ на Дальний Восток в начале 2020-х гг.

Рамич М.С., Горбиль П.Р., Коростелева Е.И. Трансформация американоцентричной системы региональной безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе 2012–2020 гг.

Экономика

Вахрушин И.В. Китайские компании на фондовых биржах США в условиях обострения китайско-американских отношений: взаимосвязь рынков, риски делистинга и возможные сценарии

Сербина Е.М. Некоторые аспекты деятельности «политических» банков КНР на современном этапе

Вэй Лиянь, Ван Мэнлин. Практические исследования экспериментальной зоны свободной торговли Фуцзянь в Китае

Государство и общество

Чубаров И.Г. Развитие городов Китая в рамках госпрограммы «урбанизации нового типа»

Селиверстова Ю.А. Проблемы детей трудовых мигрантов в КНР на современном этапе: обзор китайских и зарубежных исследований

Военное строительство

Лебедев В.В. Советская военная администрация и создание органов охраны правопорядка в Северной Корее в 1945 году

История

Дацышен В.Г. Проблемы конфликта на КВЖД в трудах советских ученых первой половины XX в.

Рецензии

Лексютина Я.В. Рецензия на учебное пособие: Политика безопасности стран современного Востока / под ред. Д.В. Стрельцова. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. 280 с.

Юбилей ученого

Юбилей Валентины Петровны Журавлёвой


Япония и США: каким будет союз при администрации Дж. Байдена?

Вода Кристина Рудольфовна

Цель статьи — проанализировать подходы США и Японии к международным политическим проблемам на Индо-Тихоокеанском пространстве в 2021 г. — в первый год работы администрации 46-го президента США Джо Байдена. Ставится задача определить перспективы развития японо-американского альянса на ключевых направлениях их сотрудничества. Дается оценка политике США и Японии на китайском направлении. Япония поддержала курс Дж. Байдена на противостояние КНР по широкому кругу вопросов. Более активное втягивание Токио в американо-китайскую конфронтацию на стороне Вашингтона направлено на усиление позиций Японии в соперничестве с Китаем. Однако Японии будет непросто сохранить те позитивные результаты в экономической и гуманитарной сферах, которые были достигнуты в ходе «потепления» в японо-китайских отношениях в 2018–2020 гг. Рассматриваются подходы сторон к ситуации на Корейском полуострове, включая перспективы взаимодействия США, Японии и Республики Корея в отношении КНДР. Желание Вашингтона глубже связать своих союзников в противостоянии КНДР наталкивается на трудно разрешимые противоречия между Токио и Сеулом, которые будут препятствовать широкомасштабному трехстороннему взаимодействию. Анализируются перспективы развития концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». В Японии, где данная концепция рассматривается в качестве ответа на расширение влияния Пекина в регионе, заинтересованы в развитии экономического сотрудничества со странами-партнерами, направленного на ослабление зависимости от Китая. Отмечается возросшее значение Японии в Индо-Тихоокеанской стратегии США в глазах части американских политиков и экспертов.

Монгольская внешнеполитическая концепция «третьего соседа»: история, особенности и перспективы

Игнатов Иван Андреевич

Статья посвящена исследованию истории и характерных черт концепции «третьего соседа», определяющей внешнеполитический курс Монголии с 1990‑х гг., а также перспектив ее изменения на современном этапе. Автор описывает обстоятельства возникновения этой концепции и причины принятия ее монгольским руководством, анализирует ее особенности и отличия от подходов других «малых государств», проводящих внешнюю политику на основе принципа многовекторности. В числе прочих факторов рассмотрены геополитическая ситуация в Северо-Восточной Азии, географическое положение Монголии, ее исторический опыт подчинения соседним державам, проблемы экономики и стремление местной элиты обеспечить доминирование западных ценностей в политической жизни страны после 1990 г. Автор изучает мотивы и подходы государств «третьего соседа» к партнерству с Монголией, отмечая переход от преимущественного предоставления гуманитарной помощи на начальном этапе к реализации двусторонних взаимовыгодных проектов с начала 2000‑х гг. Особое внимание уделяется постепенно проявившимся различиям между интересами и приоритетами стран Запада и Востока в Монголии. Дается анализ перспектив развития концепции «третьего соседа» и стоящих перед ней вызовов, связанных, в частности, со все обостряющимся противостоянием между коллективным Западом и ближайшими соседями Монголии — Россией и Китаем. Автор приходит к выводу, что третьи страны, в первую очередь США, в определенных условиях могут попытаться принудить страну к выбору между ее основными партнерами, подобно тому, как это происходило с некоторыми другими близкими к России государствами.

Особенности стратегического проникновения ФРГ на Дальний Восток в начале 2020‑х гг.

Трунов Филипп Олегович

В контексте восприятия феномена «холодной войны» как формы образования нового миропорядка рассматривается подход ФРГ к участию в конфронтации США и КНР. В связи с этим исследуется вопрос учреждения военного присутствия Германии на Дальнем Востоке как часть попыток её утверждения в положении мировой державы. Отмечается неготовность официального Берлина участвовать в «сдерживании» КНР в 2014–2019 гг., определяются причины этого, включая «холодную войну» Евро-Атлантического сообщества и РФ. Выявляется группа факторов, предопределивших переход Германии к ускоренному варианту военного проникновения на Дальний Восток в 2020–2021 гг.: экстренная эвакуация бундесвера из Афганистана, фактор пандемии COVID-19, приход к власти администрации Дж. Байдена. С февраля — марта 2021 г. ФРГ подключилась к оказанию давления на Китай, однако строго лимитируя объёмы и качество этого. Исследуются динамика и форма перехода Германии на рубеже 2010‑х — 2020‑х гг. к продвинутому сотрудничеству в области безопасности и обороны с Сингапуром и Японией. «Стратегическом шоком» для ФРГ стало создание объединения AUKUS 15 сентября 2021 г., что показало иллюзорность надежд официального Берлин на полный отказ от трампистских установок во внешней политике США при Дж. Байдене. Повышенное внимание уделено в статье особенностям и «узким местам» германо-австралийских отношений в военно-политической области в середине 2010‑х — начале 2020‑х гг. В увязке с этим изучается дипломатическая миссия первого корабля бундесвера в акватории Тихого океана во второй половине 2021 г. Делается вывод о перспективах трансформации военного присутствия ФРГ на Дальнем Востоке и её участия в «холодной войне» в регионе.

Трансформация американоцентричной системы региональной безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе 2012–2020 гг.

Рамич Мирзет Сафетович

Горбиль Павел Романович

Коростелева Елизавета Игоревна

В статье рассматривается трансформация подходов США к осуществлению внешней политики в ИТР. Примечательно, что с изменением подходов американского руководства к структуризации региональной подсистемы посредством создания и поддержания союзных отношений с рядом стран региона цель остается неизменной — обеспечение безопасности в регионе при сохранении американского лидерства. На настоящем этапе достижению этой цели препятствует рост влияния Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Авторы статьи сосредоточили свое внимание на выявлении критериев, которые позволяют оценить текущее состояние в регионе и эффективность существующего сотрудничества между США и странами ИТР в рамках организаций и соглашений. Исследование проведено на основе анализа образа действий региональных игроков, которые имеют соглашения с США и позиционируют себя их союзниками. Критериями для исследования послужили следующие аспекты: участие в военных учениях, размещение военных баз, подписанные оборонительные соглашения, наличие обмена информацией в сфере военных технологий, наличие ядерного оружия, отсутствие территориальных претензий на море и участие в операциях судоходства. Авторами был проведен анализ национальных документов, по которым удалось охарактеризовать отношение стран к США, Китаю, а также выявить точку зрения региональных игроков на архитектуру безопасности в ИТР и значимые для ее стабильности угрозы. Предлагаемое исследование позволяет изучить проблематику обеспечения безопасности в регионе, выявить особенности политики США в региональном пространстве, определить инструментарий США для удержания своих позиций в ИТР, а также оценить готовность стран-союзников противостоять Китаю вместе с США. В заключении авторы оценивают эффективность трансформации американоцентричной системы региональной безопасности в ИТР.

Китайские компании на фондовых биржах США в условиях обострения китайско-американских отношений: взаимосвязь рынков, риски делистинга и возможные сценарии

Вахрушин Иван Владимирович

В статье проанализирована взаимосвязь национальных фондовых рынков Китая и США, в результате чего сделан вывод о преобладании опосредованной связи психологического характера между ними. Рассмотрены вопросы, связанные с дальнейшими перспективами китайских компаний на фондовых биржах США и риском их делистинга в условиях резкого обострения китайско-американских отношений и активных действий регулятора — Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), направленных на ужесточение требований к аудиту, предоставлению финансовой отчетности и раскрытию информации иностранными компаниями, зарегистрированными на биржах США. Раскрыт процесс формирования новой регулятивной инфраструктуры для делистинга китайских компаний, базовым элементом которой стало принятие Закона о холдинговой отчетности иностранных компаний. Проанализирован механизм публичных размещений китайских компаний за рубежом посредством структур с переменной долей участия (VIE), а также выявлены связанные с этим риски. Проанализирован конкурентный потенциал национальных фондовых бирж в части привлечения китайских компаний, сделан вывод о значительно более жестких требованиях и длительных процедурах на китайских биржах в сравнении с американскими. Сделан общий вывод о том, что на сегодняшний день массовый делистинг китайских компаний с американских бирж представляется маловероятным сценарием. Вместе с тем рассмотрен весь спектр сценариев делистинга: от наиболее предпочтительного варианта для инвесторов (конвертация американских бумаг в акции на китайских биржах) до наихудшего (заморозка акций на неопределенный срок).

Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития (Соглашение № 075–15–2020–783).

Некоторые аспекты деятельности «политических» банков КНР на современном этапе

Сербина Екатерина Михайловна

«Политические» банки КНР (Государственный банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития сельского хозяйства Китая) созданы для финансирования национальных проектов внутри КНР и за рубежом. Банки играют важную роль в кредитовании «зеленых» и социальных проектов, льготном кредитовании малого и среднего бизнеса, в 14‑ю пятилетку (2021–2025 гг.) ожидается приток финансирования в научно-техническую сферу.

Для осуществления таких масштабных проектов «политические» банки нуждаются в постоянном притоке средств. В статье проведен анализ основных источников фондирования банков, среди которых главным для всех трех является выпуск облигаций и кредиты от Народного банка Китая, предоставляемые с целью последующего перекредитования. Эти источники характеризуются надежностью и постоянством, однако существуют и риски, включая лимитированность ресурсов ликвидности в целом, кредитование стратегически важных, но низкодоходных проектов, превалирование средне- и долгосрочного кредитования, подразумевающего долгий срок погашения займов, возрастающая конкуренция со стороны местных администраций, также наделенных правом выпуска облигаций, и другие факторы. Наличие достаточного количества капитала важно и по причине того, что эти банки играют роль одного из ключевых инструментов для контрциклического регулирования в процессе стабилизации экономики, когда через банки средства направляются в наиболее уязвимые отрасли, как это происходило в период пандемии.

Для повышения финансовой эффективности «политических» банков необходимо принятие отдельного закона об их деятельности, упор на развитие не только государственных, но и коммерческих проектов, предоставление региональным филиалам большей самостоятельности в поиске и выборе проектов с учетом местной специфики (в т. ч. за рубежом), диверсификация источников поступления ликвидности в банк, внедрение компенсации убытков в случае невозврата займов, совершенствование системы управления рисками и др. В целом назрела необходимость проведения следующего этапа банковской реформы, осуществление которого можно ожидать в 2022–2023 гг.

Практические исследования экспериментальной зоны свободной торговли Фуцзянь в Китае

Вэй Лиянь

Ван Мэнлин

ЗСТ Фуцзянь стратегически позиционируется как «опытное поле для реформ и инноваций, образцово-показательная зона углубленного экономического сотрудничества между материковым Китаем и провинцией Тайвань, а также как новый пример открытого сотрудничества со странами и регионами, расположенными вдоль Морского Шёлкового пути XXI в.». Здесь проводятся пилотные эксперименты по упрощению государственного администрирования, привлечению инвестиций, ускорению торговых операций, укреплению сотрудничества с Тайванем, построению инклюзивного Морского Шёлкового пути и т.д. Применение инновационных технологий позволило накопить в ЗСТ Фуцзянь ценный практический опыт, готовый к внедрению в других регионах страны. Однако за семь лет существования данной экспериментальной зоны возник ряд нерешенных вопросов. В процессе её дальнейшего развития необходимы корректировка направлений деятельности, упор на развитие её сильных сторон, углубление сотрудничества с провинцией Тайвань и дальнейшая поддержка бизнес-среды.

Развитие городов Китая в рамках госпрограммы «урбанизации нового типа»

Чубаров Илья Георгиевич

Проведение 7‑й Всекитайской переписи населения в конце 2020 г. по времени совпало с завершением планового периода действия госпрограммы «урбанизации нового типа». Повышение уровня жизни и социальной защищенности внутренних мигрантов является важным аспектом снижения социально-экономического неравенства и развития человеческого капитала. Анализ данных переписи показывает, что правительству удалось не только поддержать рост числа горожан в стране, но и улучшить качество процесса. Доля горожан в населении страны увеличилась с 54,3% в 2014 г. до 61,4% в 2020 г., число городов крупнее 5 млн жителей достигло 21. Были отменены ограничения по оформлению постоянной регистрации (прописки) в городах с численностью населения менее 3 млн жителей, выдано более 100 млн регистрационных документов промежуточного типа (вид на жительство). В крупных городах введены прозрачные и унифицированные балльно-квотные правила оформления прописки, которые обычно учитывают возраст, образование, длительность проживания, налоговую историю и другие параметры претендентов. Благодаря облегчению получения местной прописки удалось расширить охват сельских и иногородних мигрантов и их детей системой соцзащиты. В то же время, вопреки установкам «урбанизации нового типа», продолжился быстрый рост населения большинства крупнейших городов, сохраняются значительные межрегиональные и внутрирегиональные дисбалансы. Продолжилось сокращение доли северо-восточной части в городском населении Китая. О продолжении госпрограммы формально не объявлялось, однако понятно, что городская система КНР следующее десятилетие будет развиваться в русле целевых установок «урбанизации нового типа».

Проблемы детей трудовых мигрантов в КНР на современном этапе: обзор китайских и зарубежных исследований

Селиверстова Юлия Андреевна

Работа посвящена уточнению характеристик многочисленной группы деревенских детей Китая, затронутых влиянием внутренней трудовой миграции на современном этапе. Автором определены ключевые направления международных исследований по проблеме воздействия трудовой миграции на умственное, физическое и психологическое развитие детей сельских мигрантов в КНР. Показано, что изменение форм трудовой миграции от одиночной к парной и далее к семейной привело к значительным сдвигам в положении сельских детей, выдвинув на повестку дня новые исследовательские задачи. На данный момент численность детей, затронутых волной сельской миграции в Китае, составляет более 100 млн человек, из которых около 70 млн продолжают проживать в деревнях, а более 35 млн переехали в город вслед за родителями. При этом переезд ребенка часто случается в возрасте 6–12 лет, что связано с поступлением на разные ступени общеобразовательной школы и особенностями процесса урбанизации в Китае. Изучаемая группа является неоднородной, нестатичной, требует многостороннего подхода при рассмотрении вопросов экологии детства. Исходя из различий среды взросления ребенка, удалось определить круг проблем, с которыми сталкиваются две выделяемые подгруппы. Для детей, проживающих без родителя/ей в сельской местности, наиболее остро стоит вопрос низкой успеваемости, девиантного поведения, ограниченности образовательных ресурсов, нарушения правильных этапов социализации. При изучении темы детей мигрантов в городской среде актуальными направлениями являются трудности адаптации в учебном заведении, культурная изоляция и психологическая уязвимость.

Советская военная администрация и создание органов охраны правопорядка в Северной Корее в 1945 году

Лебедев Василий Владимирович

Освобождение Кореи от японского колониального господства Красной Армией в августе 1945 г. открыло новую страницу в истории этой страны. Вместе с тем, обстоятельства, при которых страна обрела независимость, оказали судьбоносное влияние на всю её дальнейшую историю. Раскол некогда единой страны на два лагеря, формировавшихся при содействии образовавшихся на полуострове военных администраций СССР и США, привёл к братоубийственной Корейской войне, последствия которой не преодолены до сих пор.

В данной статье рассматривается один из самых важных аспектов деятельности советской военной администрации в Северной Корее — установление системы охраны правопорядка и создание полиции. Полиция станет важным инструментом для установления контроля за Северной Кореей и обеспечения стабильности проходивших в ней политических процессов, однако цели и процесс её создания недостаточно отражены в научных работах. На основе преимущественно советских архивных материалов с привлечением корейских источников в данной статье отмечается, что изначально этот орган создавался не с политическими или военными целями, как это часто утверждается в западной и южнокорейской литературе. Несмотря на фактически прямой характер советского контроля за процессами в Северной Корее, создание полиции в 1945 г. представляло собой не что иное, как практический ответ на целый комплекс проблем, возникших в результате внезапного освобождения страны от японского колониального господства.

Как часть процесса становления системы охраны правопорядка в статье освещается деятельность самого базового органа советской военной администрации — военных комендатур. В статье отмечается, что помимо своей основной функции проводника политики советской военной администрации военные комендатуры играли самую позитивную роль в деле борьбы с преступлениями, совершаемыми отдельными военнослужащими Красной Армии.

Проблемы конфликта на КВЖД в трудах советских ученых первой половины ХХ в.

Дацышен Владимир Григорьевич

Статья посвящена проблеме конфликта на КВЖД в работах советских экспертов-востоковедов — современников событий. Конфликтом на КВЖД называется советско-китайское противостояние на Китайско-Восточной железной дороге начиная с 1924 г. Хронологические рамки определяются историей конфликта — периодом второй половины 1920‑х — начала 1930‑х гг. Уже в конце 1924 г. произошло первое столкновение между советской и китайской сторонами дороги. В начале 1926 г. конфликт на КВЖД перешел на качественно новый уровень, а в 1929 г. трансформировался уже в военное противостояние сторон. В 1920–1930‑х гг. в советской литературе этому конфликту уделялось мало внимания. Поводом к повышению интереса общественности и специалистов-экспертов к ситуации на КВЖД стало резкое обострение конфликта и военные события 1929 г. Уже в 1929 г. в Сибири были изданы брошюры с описанием военного конфликта, в периодических изданиях появились развернутые материалы по этой проблематике. Источником для исследования явились публикации современников событий. Проанализированы работы советских востоковедов, таких как Б.Н. Мельников, С.А. Дридзо, А.А. Иванов, Г.Н. Зархин, Г.Б. Скалов, В.Я. Аболтин. Кроме того, были рассмотрены другие публикации разных авторов, посвященные советско-китайскому конфликту на КВЖД 1929 г. Анализ публикаций позволил сделать вывод о том, что в советской научной и научно-популярной литературе давалась крайне упрощенная картина событий, анализ проблем подменялся пропагандистско-идеологическими штампами, авторы сводили причины конфликта к проискам внешних врагов.