Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №3, 2023 г. [электронная версия].
Содержание
Политика
Виноградов А.В., Трощинский П.В. На пути к новой формуле власти (Первая сессия ВСНП 14-го созыва 2023 г.)
Лян Чжэньпэн, Козинец А.И. Перестройка мультилатерализма и инклюзивное развитие ШОС
Кистанов В.О. Китай как фокус стратегии Японии в сфере безопасности
Ким Ен Ун, Самсонова В.Г. Индо-Тихоокеанская стратегия Республики Корея
Сафронова Е.И. Китай и ирано-саудовское соглашение 2023 года: обстановка, цели и значение
Экономика
Савинский С.П. Таксономия «зеленой» экономики Китая
Цзян Хунфэй. Анализ китайско-российского космического сотрудничества в новый период
Теория и методология
Лукьянов А.И., Чернецкий Ф.М. Пространственная конфигурация ключевых парламентских избирательных округов в Республике Корея в XXI веке
Государство и общество
Афонина Л.А., Виноградов А.В. Система общественного доверия в КНР
Военное строительство
Трунов Ф.О. Особенности подхода Германии к выстраиванию сотрудничества с Японией в сфере безопасности и обороны в начале 2020-х гг.
История
Барышников М.Н. Дальний Восток и перспективы судоходных операций Добровольного флота
Образование
Ши Шаодун, Гао Муян, Гулева М.А. Развитие человеческого капитала в КНР
Научная жизнь
Александрова А.Д. Ежегодная всероссийская научная конференция Центра социально-экономических исследований Китая ИКСА РАН «Модернизация экономики КНР в свете решений ХX Съезда КПК»
На пути к новой формуле власти (Первая сессия ВСНП 14-го созыва 2023 г.)
Виноградов Андрей Владимирович
Трощинский Павел Владимирович
Статья посвящена вопросам политико-правового и государственного строительства Китайской Народной Республики в 2018 – начале 2023 гг. На основании докладов, представленных на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва (март 2023 г.), проводится исследование главных показателей работы Государственного совета, Постоянного комитета ВСНП, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. Представлен анализ кадрового состава депутатского корпуса ВСНП 14-го созыва. Приводятся основные нормативные правовые акты, принятые ВСНП и его Постоянным комитетом в период с 2018 по 2023 г. в конституционной, уголовной, гражданской и административной сферах. Дается прогноз о развитии правовой системы КНР на ближайшую перспективу. ПК ВСНП принял ряд важных законов, в т.ч. Закон о противодействии иностранным санкциям, и поправки в действующий Уголовный кодекс, понизив возраст уголовной ответственности до 12 лет. Правоохранительная и судебная системы добились высокой эффективности в борьбе с общеуголовной преступностью. В целом, в условиях нестабильности международной обстановки, роста напряженности в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе, руководство КНР сосредоточилось на повышении уровня боеспособности вооруженных сил, укреплении государственной обороны и обеспечении национальной безопасности, в т.ч. путем принятия соответствующих правовых актов.
Перестройка мультилатерализма и инклюзивное развитие ШОС
Лян Чжэньпэн
Козинец Андрей Игоревич
В отличие от многосторонних институтов прошлого, сформированных гегемонами в соответствии с их интересами, многосторонний формат ШОС придал новый импульс инклюзивному многостороннему региональному сотрудничеству. В целях содействия инклюзивному сотрудничеству в Евразии государства-члены ШОС сформулировали стратегические планы сотрудничества в основных субрегионах и ключевых областях, приняли планы интенсификации сотрудничества с учетом принципа инклюзивности, создали систему совместимости интересов участников. Учитывая относительно нечеткие формы сотрудничества между государствами-членами ШОС, увеличение состава участников организации может создать как новые вызовы, так и способствовать появлению новых форматов взаимодействия. Таким образом, актуальным для повышения эффективности ШОС может стать внедрение новых форм малого мультилатерализма. Сотрудничество в рамках новых форматов малого мультилатерализма может устанавливаться в соответствии с политическими предпочтениями и готовностью стран-членов организации, что позволит повысить эффективность внутриорганизационного взаимодействия. Институциональная гибкость в сотрудничестве между членами организации имеет большой потенциал для применения в деятельности организации и позволит достичь взаимовыгодных результатов. Инклюзивный подход и многостороннее сотрудничество в рамках ШОС будет содействовать созданию демократической и справедливой политико-экономической среды. Китай и Россия как ведущие державы в ШОС будут заинтересованы в продвижении новых форматов сотрудничества, реформирования региональной системы взаимодействия. Сочетание классического большого мультилатерализма с малыми формами многостороннего сотрудничества внутри ШОС поможет справиться с текущими трудностями в региональном управлении и повысить эффективность организации.
Китай как фокус стратегии Японии в сфере безопасности
Кистанов Валерий Олегович
Статья посвящена современной политике Японии в отношении Китая в сфере безопасности. К настоящему моменту обе страны стали главными торгово-экономическими партнерами, однако одновременно произошло значительное ухудшение их политических связей. Степень конфликтности в японо-китайских отношениях в последнее десятилетие резко возросла, несмотря на последовательные усилия Токио и Пекина по улучшению двусторонних связей посредством политических и дипломатических мер. Все большее беспокойство в Японии вызывает наступательная военно-морская деятельность Китая в Восточно- и Южно-Китайском морях, которые рассматриваются Токио как сфера своих жизненно важных интересов. Наиболее острыми точками противостояния к настоящему времени стали ситуации вокруг островов Сенкаку и Тайваня, чреватые переходом в вооруженное столкновение. С принятием Токио в декабре 2022 г. новой Стратегии национальной безопасности Китай фактически возведен в ранг главной военной угрозы Японии. В соответствии с указанной Стратегией Токио взял курс на усиление своего военного потенциала, уделяя особое внимание его наступательной составляющей. Более того, готовясь к отражению «китайской угрозы», Япония предпринимает меры по качественному и количественному усилению военного сотрудничества с Соединенными Штатами в рамках договора безопасности. Военный альянс с США останется на обозримую перспективу краеугольным камнем обеспечения безопасности Японии, в том числе в деле сдерживания набирающего военную мощь Китая. Япония стремится к созданию в АТР сети других двусторонних и многосторонних альянсов с антикитайской направленностью. К противостоянию Китаю в регионе Токио не только активно пытается привлечь на свою сторону внерегиональных игроков, прежде всего страны НАТО, но и намерен наладить сотрудничество с Североатлантическим альянсом на институциональном уровне. Подобная деятельность Токио, направленная на сдерживание Китая в сфере безопасности, вызывает резкое неприятие в Пекине.
Индо-Тихоокеанская стратегия Республики Корея
Ким Ен Ун
Самсонова Виктория Георгиевна
Американская политика в Индо-Тихоокеанском регионе, основные принципы которой были изложены в декабре 2017 г. в Стратегии национальной безопасности США, направлена на сохранение однополярного мира в эпоху глобальных перемен, подрывающих претензии США на мировое господство. Чем сильнее подрывается авторитет сюзерена однополярного мира, тем более разнообразными и опасными становятся его попытки сохранить господствующую роль за счет вовлечения в свою орбиту стран, которые ранее занимали нейтральную позицию в оценке действий унилатералистов. В статье анализируется южнокорейская политика в отношении Индо-Тихоокеанской стратегии, исследуются ее политические и экономические аспекты. При этом авторы исходили из того, что Южная Корея, находящаяся в течение многих десятилетий в структуре американской системы мирового влияния, не может игнорировать практически ни одну инициативу Соединенных Штатов. Вместе с тем в статье высказывается сомнение в возможности превращения создаваемого под эгидой США Индо-Тихоокеанского блока в значимую международную структуру, способную изменить вектор происходящих в мире перемен. Более того, Индо-Тихоокеанская инициатива РК, имеющая откровенную проамериканскую направленность как во внешнеполитических, так и экономических сферах, включая приоритетные (военная промышленность, IT-индустрия, «зеленые» технологии и др.), и реализуемая в ущерб собственным интересам и сотрудничеству с главным экономическим партнером – КНР, уже в ближайшей перспективе может привести к негативным последствиям для Южной Кореи.
Китай и ирано-саудовское соглашение 2023 года: обстановка, цели и значение
Сафронова Елена Ильинична
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с достижением в марте 2023 г. соглашения о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией, заключенного при активном посредничестве Китая. Автор характеризует предысторию соглашения, отмечая, что его идея вызревала под влиянием сложных обстоятельств на протяжении длительного времени. В статье рассматривается роль США на Ближнем Востоке в формировании ирано-саудовских отношений. Основное внимание автор уделяет новым чертам политического и экономического сотрудничества КНР со странами Ближнего и Среднего Востока. Характер эволюции китайского курса в регионе объясняет выбор Ирана и Саудовской Аравии в пользу Китая как авторитетного и эффективного посредника. В Пекине полагают, что преимуществом КНР стала особенность ее дипломатической парадигмы, заключающаяся не в желании поддерживать одну сторону за счет подавления другой, а в стремлении их сблизить.
Проанализировав объективные и субъективные мотивы каждой из сторон, автор дает ответ на вопрос, почему для подписания соглашения было выбрано начало 2023 г., а не иное время. Остановившись на основных положениях соглашения, автор переходит к рассмотрению международного значения документа, делая вывод о том, что после его заключения США не останутся единственной глобальной державой, играющей весомую роль на Ближнем Востоке. Крайне маловероятно, что Китай оставит без внимания регион, где он так эффектно проявил себя на дипломатическом поприще и где его политико-экономические интересы обретают новый масштаб.
Таксономия «зеленой» экономики Китая
Савинский Сергей Петрович
Статья посвящена исследованию особенностей развития энергетической системы современного Китая. Проводится анализ основных направлений становления системы возобновляемых источников энергии в стране, рассматриваются действующие нормативные-правовые акты, регламентирующие направление развития в сфере энергетики. В КНР в сложившихся условиях предпочтение отдается экономическому росту и обеспечению энергетической безопасности за счет умеренного наращивания генерирующих мощностей на ископаемых источниках при использовании современных доступных технологий минимизации ущерба от их использования, при одновременном наращивании возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Одна из главных причин наращивания ВИЭ в Китае носит стратегический характер: увеличивая долю возобновляемых источников в своем энергобалансе для потребления электроэнергии, Китай может снизить геополитическую напряженность, сделав страну менее зависимой от нестабильных регионов в плане энергетической безопасности. Энергетический рынок, зависящий от ископаемого топлива, зависит от обеспечения безопасности маршрутов транспортировки нефти и газа, однако одной из основных причин, по которой китайское правительство продвигает ВИЭ является сокращение загрязнения воздуха. Комитет по охране окружающей среды ВСНП неоднократно отмечал, что производство и потребление энергии на ископаемом топливе является причиной 90 % выбросов двуокиси серы в стране и что по этой причине 7 из 10 самых загрязненных городов мира находятся в Китае. В стране ведется работа по реконструкции и модернизации производств в целях сокращения энергопотребления и выбросов углерода, разрабатываются технологии по улавливанию, использованию и хранению углерода. В настоящее время в стране реализуется очень важный переход от контроля за общим объемом энергопотребления и энергоемкостью ВВП к новому «двойному контролю» — контролю за общим объемом выбросов углерода и за интенсивностью выбросов.
Анализ китайско-российского космического сотрудничества в новый период
Цзян Хунфэй
Вопросы безопасности в космосе вызывают сегодня у специалистов обоснованную озабоченность: западные страны во главе с США заключают союзы и ускоряют процесс милитаризации околоземного пространства. Высока вероятность, что это приведет к гонке вооружений, усилит соперничество между космическими державами и создаст скрытые угрозы для космической безопасности. На этом фоне перспективы сотрудничества России и Китая — космических держав, выступающих за мирное использование космического пространства и предотвращение размещения оружия в космосе, — имеют огромное значение вне зависимости от поставленных целей, будь то усиление космической мощи двух стран, содействие постоянному углублению двусторонних отношений или поддержание космической безопасности. Важно отметить, что фундамент для совместной работы уже заложен: страны плодотворно сотрудничают в аэрокосмической отрасли, обладают развитой промышленностью и намерены наращивать взаимодействие в области мирного освоения космического пространства.
В новый период Россия и Китай должны прежде всего реализовывать свои технологические преимущества и взаимодействовать в области изучения дальнего космоса, исследования технологий космических станций и т.д. Кроме того, сторонам следует углублять сотрудничество в сфере космической безопасности для того, чтобы добиться сохранения мирного «четвертого пространства» для человечества.
Пространственная конфигурация ключевых парламентских избирательных округов в Республике Корея в XXI веке
Лукьянов Александр Иванович
Чернецкий Федор Михайлович
В статье рассматривается электоральная конкуренция между ключевыми партиями в Республике Корея. Несмотря на своеобразие электоральной географии РК, наличие по сути двухпартийной системы и одномандатных избирательных округов позволяет анализировать конкуренцию на южнокорейских выборах с учетом опыта более изученных стран с аналогичной избирательной системой. В ходе исследования итогов парламентских выборов 2000–2020 гг. были определены стабильно колеблющиеся избирательные округа и факторы, определяющие высокий уровень конкуренции в них. Подавляющее большинство округов, контроль за которыми регулярно переходит от одной партии к другой, находится на севере страны — в Сеульском столичном регионе (Судогвон) и регионе Чхунчхон (включает в себя провинции Северная и Южная Чхунчхон). Высокая конкуренция наблюдается преимущественно в крупнейших городах данных регионов. Электоральная дифференциация городских агломераций сложна и подвержена влиянию множества факторов, анализируя которые, можно выявить ряд закономерностей. Значительная часть колеблющихся округов находится в переходных зонах между районами с высокой поддержкой кандидатов от консервативного лагеря (центр и дальняя периферия города) и их оппонентов (пригородная полупериферия). Основной фактор дифференциации — электоральный раскол между разными поколениями избирателей. В малых городах электорат основных партий взаимно уравновешивается, вследствие чего данные округа регулярно меняют партийную ориентацию. Некоторые избирательные округа в центре Сеула имеют особую значимость для обеих партий, поэтому в них традиционно баллотируются политические тяжеловесы, способные склонить колеблющийся электорат на свою сторону.
Система общественного доверия в КНР
Афонина Любовь Александровна
Виноградов Андрей Владимирович
Формирующаяся в Китае общенациональная система общественного доверия (также именуемая системой социального рейтинга или кредита) направлена на сбор и анализ данных о предприятиях и физических лицах с целью оценки экономических и социальных последствий их деятельности, гражданских качеств, ответственности, финансовой надежности. Превентивная цифровая система регулирования общественной жизни выглядит продолжением социальных экспериментов Китая второй половины XX в. Однако на этот раз социальная инженерия использует технические средства, неизвестные ранее и лишенные недостатков субъективной оценки и применения в условиях заданных параметров. Цифровизация, таким образом, предложила еще один инструмент оценки общественного поведения — дополнительную систему контроля, основанную на строгих математических принципах и, что важно, в отличие от юридических, действующую в режиме реального времени. По своей регулятивной функции она сопоставима с нравственными нормами, нравственностью.
Особенности подхода Германии к выстраиванию сотрудничества с Японией в сфере безопасности и обороны в начале 2020‑х гг.
Трунов Филипп Олегович
Исторически Германия и Япония играли заметную роль в формировании нового миропорядка. Сегодня обе страны активно влияют на ход трансформации коллективного Запада и на его взаимоотношения с не-Западом. Роль в этих процессах официального Берлина, как и Токио, может существенно возрасти при выстраивании ими многотрекового и объемного сотрудничества в сфере безопасности и обороны. В статье предпринята попытка изучения особенностей и перспектив этого сотрудничества в реалиях начала 2020‑х гг.
Отмечается параллелизм исторического опыта каждой из стран по реализации своих державных амбиций, особенно в ходе Второй мировой войны, капитуляции по ее итогам и последующего встраивания в лагерь западных демократий. Определяются причины достаточно ограниченной кооперации сторон в 1990‑е — 2010‑е гг. Возникновение и ужесточение конфронтации, с одной стороны, евро-атлантического сообщества с РФ, с другой — США и растущей группы их партнеров (включая Японию) с КНР задали рамочные условия для динамичного развития сотрудничества Берлина и Токио. Полноценно процесс стал развиваться лишь с конца 2010‑х — начала 2020‑х гг. В статье отражены роль Японии как партнера ФРГ на Дальнем Востоке, особенности политического диалога на высшем уровне, кооперации вооруженных сил. Ставится вопрос о влиянии фактора США как важнейшего союзника Японии, ее участия в форматах Quad и «Партнеры в голубом Тихом океане» для сотрудничества с ФРГ в контексте сдерживания КНР.
Дальний Восток и перспективы судоходных операций Добровольного флота
Барышников Михаил Николаевич
Исследуется роль Добровольного флота в развитии судоходства между европейскими и дальневосточными регионами России в 1891–1914 гг. В статье представлена первая комплексная оценка эффективности государственного судоходного предприятия и внесен вклад в оценку коммерческих показателей морских грузовых и пассажирских перевозок в Российской империи. Эмпирический анализ демонстрирует устойчивую взаимосвязь между государственной поддержкой и стабильностью каботажных операций. Вместе с тем я нахожу, что рост доходности государственной компании был в основном обусловлен увеличением прибыли от перевозки коммерческих грузов. Используя архивные документы, корпоративную статистику и думские дебаты, показывается, что попытки увеличить объемы и активность межрегиональных перевозок привели к серьезным изменениям в принципах государственного регулирования; что истоки реформы лежали в желании поддержать скорее грузовые, а не пассажирские перевозки; что реформа характеризовалась сотрудничеством между чиновниками и деловыми кругами; что законодательные акты (1892, 1902, 1912, 1914), хотя и несовершенные в некоторых отношениях, создавали основы для будущего государственно-частного партнерства. Это согласуется с выводами о том, что развитие транспортного бизнеса в значительной степени определялось увеличением доходов вследствие преобразований в инфраструктурном секторе России, региональными новациями правительства и частными интересами, связанными с процессами трансграничного торгового взаимодействия. Приведенные данные подтверждают аргументы в пользу того, что государственная поддержка могла ускорять преобразования в судоходном бизнесе и способствовать коммерческой ориентации в деятельности государственной компании.
Развитие человеческого капитала в КНР
Ши Шаодун
Гао Муян
Гулева Мария Александровна
Ключевым фактором экономических успехов, которые совершила КНР за последние 70 лет, является быстрый и качественный рост человеческого капитала. В статье рассматривается понятие человеческого капитала, связанные с ним элементы древней китайской культуры, объясняются исторические причины, по которым Коммунистическая партия Китая уделяет особое внимание вопросам образования и человеческого капитала. Результаты исследования демонстрируют, что экономический рост и большие достижения в области развития человеческого капитала обусловлены, с одной стороны, образовательной политикой КПК, особенно в период реформ и открытости, а с другой — долгосрочным влиянием китайской древней философии конфуцианства. В прошлом научные круги предпринимали попытки объяснить кратковременный упадок в середине XIX — первой половине XX в. негативным влиянием китайской традиционной культуры, игнорируя при этом ее роль в обеспечении высокого потенциала человеческого капитала, который, в свою очередь, способствовал долгосрочному экономическому росту. Идеи руководителей КНР перекликаются с теорией человеческого капитала, выдвинутой европейскими учеными. Китай делает все больший акцент на экономической функции образования. Сегодня образовательному сектору принадлежит особая роль в повышении национальных научных и культурных стандартов. Си Цзиньпин, нынешний руководитель КНР, также придает большое значение наследованию и развитию конфуцианской образовательной мысли. В своих выступлениях он многократно призывает молодежь к усилению нравственного воспитания и самовоспитания. Подчеркивается приоритетность образования, а также усиление воспитательной функции высшего образования. В наше время, когда наука и технологии стремительно развиваются без каких-либо ограничений, они в определенной степени снижают роль человеческого фактора в развитии цивилизации. В этой связи, возможно, уместно рассмотреть ценность человека и значение образования в контексте традиционной восточной культуры. Конфуцианство не только сыграло ключевую роль в образовательном и экономическом развитии китайского общества, но и оказало широкое влияние на страны Юго-Восточной Азии.