Проблемы Дальнего Востока №2, 2024 г.

Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» №2, 2024 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Кистанов В.О. Треугольник Япония — США — Южная Корея: насколько прочным окажется новый альянс?

Морозов Ю.В., Панченко Н.Ю. Климатическая повестка в двусторонних отношениях КНР и США

Ульянова М.Ю. Механизмы научно-технического сотрудничества России и Китая в новую эпоху

Петровский В.Е. Перспективы расширения и развития БРИКС: академические дискуссии в Китае

Экономика

Акимов А.В. Динамика физического объема промышленного производства в КНР в 2010-2022 гг.

Островский А.В. Экономика Китая: новые горизонты развития до 2025 года

Балюк И.А., Балюк М.А. Сравнительный анализ суверенного долгового риска стран Дальневосточного региона

Дай Хуэй, Середа А.В. Анализ мотивов и путей трансформации политики Китая по оказанию международной помощи

Государство и общество

Юдина Т.Н., Яо Линдун. Становление Китая как кибернетической сверхдержавы

Природопользование

Ершов Д.Н. Корпоративные климатические стратегии и финансирование перехода к низкоуглеродной экономике в Японии

Лексютина Я.В. «Зеленая» энергетика во взаимодействии Китая с Центральной Азией

Культура

Завьялова О.И. Информационные технологии и китайские иероглифы

Чжан Сяолин. К вопросу о возрождении Великого чайного пути Китая, России и Монголии: взгляд из Китая

Научная жизнь

Кудакаев Р.Ф. Ежегодная всероссийская научная конференция «Современное китайское государство»

Рецензии

Виноградов А.В. Рецензия на монографию: 任晓: 中国国际关系学史 [Жэнь Сяо. История китайской науки о международных отношениях]. 北京. 商务印书馆, 2022年. 424


Треугольник Япония — США — Южная Корея: насколько прочным окажется новый альянс?

Кистанов Валерий Олегович

В статье рассматривается процесс воссоздания и укрепления геополитического треугольника Япония — США — Южная Корея, а также его международная роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот военно-политический альянс был сформирован Соединенными Штатами в условиях их конфронтации с СССР в АТР еще в период холодной войны. Но тогда трехсторонний альянс носил незавершенный характер, поскольку Япония и Южная Корея были замкнуты на США двусторонними договорами безопасности, а прямого военного сотрудничества между собой не осуществляли. После окончания той войны и распада Советского Союза такое геополитическое построение утратило свою востребованность. Обострившиеся в связи с этим проблемы колониального господства Японии на Корейском полуострове в первой половине XX в. держали политические отношения между Японией и Южной Кореей в состоянии напряженности до самого недавнего времени. Теперь, в условиях «холодной войны 2.0», Вашингтон при поддержке Токио и Сеула намерен возродить и использовать этот треугольник в рамках своей Индо-Тихоокеанской стратегии, но на сей раз прежде всего для сдерживания набирающего экономическую и военную мощь Китая, а также элиминирования так называемой ракетно-ядерной угрозы со стороны Северной Кореи. Важную роль в институционализации трехстороннего альянса сыграл саммит США, Японии и Южной Кореи, проведенный 18 августа 2023 г. в резиденции американских президентов в Кэмп-Дэвиде. На повышение роли треугольника в Индо-Тихоокеанской стратегии Вашингтона повлияли приход в 2022 г. к власти в Южной Корее Юн Сок Ёля, занявшего примирительную позицию в отношении Японии, а также курс Токио на ускоренное наращивание военной мощи страны и создание наступательного потенциала. Реанимация в Кэмп-Дэвиде треугольника Япония — США — Южная Корея способствовала активизации переговоров о создании в Северо-Восточной Азии аналогичной структуры в составе Китая, Японии и Южной Кореи с целью налаживания экономического и политического сотрудничества между тремя странами. Вместе с тем не исключено, что сохраняющаяся зыбкость «стороны» Токио — Сеул может вновь стать ахиллесовой пятой треугольника Япония — США — Южная Корея.

Климатическая повестка в двусторонних отношениях КНР и США

Морозов Юрий Васильевич
Панченко Наталия Юрьевна

Актуальность темы статьи обусловлена происходящими изменениями климата на планете, негативные последствия которых угрожают международному сообществу. Целями настоящего исследования является проведение всестороннего анализа усилий ООН, Китая и США в борьбе с изменением климата на планете, эволюции отношений по климатической повестке между КНР и США и перспектив развития климатической политики Пекина и Вашингтона. Авторы пришли к следующим выводам. В Китае и США создана всесторонняя нормативно-правовая база для борьбы с негативными проявлениями изменения климата, которая постоянно совершенствуется обеими странами в соответствии с принятыми в рамках ООН соглашениями. Благодаря своей экономической мощи, а также инициативам в МВФ, Арктическом совете, G-20 и G-7, направленным на применение чистой энергии, Вашингтон является неформальным лидером среди развитых держав. В свою очередь Пекин активно взаимодействует с развивающимися странами, которым он помогает нейтрализовать угрозы, связанные с изменением климата. При этом в отношениях Китая и США по климатической повестке постоянно происходят взлеты и падения, связанные в основном с нарушением «красных линий» в политической и экономических областях их соперничества на международной арене. Учитывая это, правительства обеих стран тем не менее находят общую платформу для сохранения сотрудничества по проблемам изменения климата.

Механизмы научно-технического сотрудничества России и Китая в новую эпоху

Ульянова Мария Юрьевна

Очевидное сближение двух стран, России и Китая, продиктовано историческим ходом событий и меняющейся геополитической обстановкой в мире. Россия и Китай ведут активную деятельность по выработке новых стратегий технологического развития двух стран. Укрепление существующих и формирование новых инновационных моделей и форм научно-технического взаимодействия происходит в опоре на имеющийся опыт и с учетом санкционной политики Запада. Современный этап российско-китайских отношений, по словам президента России В.В. Путина, характеризует российско-китайское сотрудничество как «партнерство, устремленное в будущее». Говоря о российско-китайском научно-техническом взаимодействии, председатель КНР Си Цзиньпин отмечает, что Китай и Россия, являясь ответственными мировыми и влиятельными научно-техническими державами, нуждаются во всестороннем и многоуровневом сотрудничестве и обмене между научно-техническими кругами двух стран для реформирования системы и построения «сообщества единой судьбы человечества»[1]. В статье рассматриваются основные механизмы научно-технического сотрудничества России и Китая, сложившиеся на современном этапе. Особое внимание уделяется программам и инструментам реализации национального научного и инновационного развития Китая. Рассматриваются модели, которые могут стать эффективными каналами практического НТС России и Китая. Дается обзор общей ситуации, позволившей Китаю в короткие сроки сделать рывок в развитии фундаментальных исследований, систематизации структуры и управления работой НОЦ, НИИ, НИР по принципу работы советского Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ), а также современных методик и подходов, инструментов и механизмов двустороннего взаимодействия.

[1] Иной вариант перевода термина 人类命运共同体 – «общность судеб человечества». См.: Кобзев А.И. Исконные смыслы новой терминологии КПК // Проблемы Дальнего Востока. 2023. № 6. C. 111–126. DOI: 10.31857/ S013128120029383–2

Перспективы расширения и развития БРИКС: академические дискуссии в Китае

Петровский Владимир Евгеньевич

В настоящее время вопросы расширения и развития БРИКС привлекают первоочередное внимание не только правительств и политиков заинтересованных стран, но и научно-экспертного сообщества, в том числе и в Китае. Автор проанализировал трактовку проблем расширения и развития объединения в трудах и выступлениях китайских ученых и экспертов последнего времени, включая эволюцию и перспективы предложенного Китаем формата БРИКС+. Китайские ученые и эксперты полагают, что следует сбалансированно подходить к геоэкономическим и геополитическим аспектам расширения и развития БРИКС, исходя из того, что объединение не столько имеет антизападную направленность, сколько нацелено на реформы существующей системы глобального управления (хотя этот вопрос имеет в китайской академической среде дискуссионный характер). Чтобы стать основой нового миропорядка, БРИКС должен предложить другим странам новые парадигмы развития, включая формирование новой институциональной среды для модернизации мировой экономики, создание альтернативного западному формата ее развития, новых региональных блоков и платформ. Эти парадигмы развития, как полагают в Китае, могут быть реализованы в рамках формата БРИКС+, который с началом новой волны расширения БРИКС отнюдь не утратил своей актуальности, открывая странам-членам БРИКС различные варианты взаимодействия с другими акторами мировой экономики. После начала новой волны расширения БРИКС в 2023 г. и накануне российского председательства в БРИКС в 2024 г. также весьма актуально сопоставление подходов к основным вопросам расширения и развития БРИКС в России и в Китае.

Динамика физического объема промышленного производства в КНР в 2010–2022 гг.

Акимов Александр Владимирович

Быстрый рост китайской экономики должен порождать структурные сдвиги, связанные с насыщением одних рынков и ростом других. Китайская статистика предоставляет возможность наблюдать динамику натуральных показателей, которые отчетливо демонстрируют состояние производства и рынков. В статье на примере производства угля, цемента, электроэнергии, минеральных удобрений, пищевого растительного масла, тканей, бытовых холодильников, автомобилей, выплавки стали, производства металлорежущих станков, сотовых телефонов, интегральных схем за 2010–2022 гг. анализируется динамика изменения трендов в промышленности КНР. Проведенный анализ временных рядов производства промышленной продукции в натуральном выражении демонстрирует, что в китайской промышленности одновременно существуют и развиваются несколько групп отраслей, в которых наблюдаются различные тенденции. В отраслях, работающих на инфраструктуру, наблюдается насыщение, но также и продолжение роста в современной части (электроэнергия), или для новых рынков (добыча угля, цементная промышленность, производство стали). Отрасли, работающие преимущественно для внутреннего рынка, испытывают насыщение и даже спад производства (минеральные удобрения, пищевое растительное масло). В традиционно экспортных отраслях происходит смена лидеров (сокращение производства тканей). Развиваются новые отрасли, работающие на внутренний рынок и экспорт (рост производства автомобилей, насыщение рынка бытовых холодильников). В отраслях инвестиционного комплекса идет замена технологической основы (роботы заменяют металлообрабатывающие станки). Быстрыми темпами развиваются отрасли новейших электронных технологий, наблюдается насыщение в производстве мобильных телефонов, продолжается быстрый рост выпуска интегральных схем. В целом, промышленность КНР работает на три большие и относительно независимые группы рынков: рынки развитых стран, растущий внутренний рынок, а также рынки развивающихся стран.

Экономика Китая: новые горизонты развития до 2025 года

Островский Андрей Владимирович

Статья анализирует проблемы и перспективы социально-экономического развития Китая в период 14-й пятилетки (2021–2025) и до 2035 г. В статье подводятся итоги минувшего 2023 г., анализируются поставленные на 2‑й сессии ВСНП 14-го созыва (март 2024 г.) задачи социально-экономического развития КНР в наступившем 2024 г. Несмотря на различные трудности в экономике, связанные с ликвидацией последствий эпидемии COVID‑19, китайская экономика сохраняла высокие темпы роста, и в 2023 г. прирост валового внутреннего продукта составил 5,2 % годовых (объем ВВП — 126 трлн юаней). По величине ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ВВП по ППС), Китай занимает первое место в мире, существенно превосходя США, но по номинальному показателю ВВП (по рыночному валютному курсу) США опережают КНР. Многие показатели экономического развития Китая оказались выше, чем в большинстве стран мира, Китай является одним из мировых экономических лидеров. В статье был дан анализ результатов социально-экономического развития страны за 2023 г., исходя из индикативных планов развития КНР на 2035 г. Всего на 2035 г. было установлено 20 индикативных показателей по четырем основным направлениям социально-экономического развития страны — экономические показатели, показатели развития науки и техники, показатели повышения уровня жизни населения и показатели охраны окружающей среды. Как продемонстрировали итоги 2023 г., большая часть — 16 из 20 намеченных показателей — выполняется или перевыполняется, но 4 показателя отстают от намеченных планов, в первую очередь, показатели по охране окружающей среды. Однако в целом с учетом большого объема внешнеэкономических связей, растущего уровня жизни населения и расширения внутреннего рынка Китай уверенно укрепляет свои лидирующие экономические позиции в мире.

Сравнительный анализ суверенного долгового риска стран Дальневосточного региона

Балюк Игорь Алексеевич
Балюк Марина Альбертовна

Из-за глобального изменения геополитической ситуации Россия вынуждена активно выстраивать новые международные связи, чтобы создать условия для стабильного развития национальной экономики и укрепления суверенитета. С точки зрения стимулирования процесса развития азиатской части России особый интерес представляет усиление взаимодействия с быстрорастущими азиатскими странами, условно относимыми к Дальневосточному региону. Суверенный долговой риск является важной характеристикой, которую необходимо принимать во внимание при разработке стратегии долгосрочных партнерских отношений. В статье содержится анализ государственной долговой нагрузки и определяется уровень суверенного долгового риска стран Дальневосточного региона, которые можно было бы рассматривать в качестве действующих и перспективных экономических партнеров России. Сделан вывод, что страны Дальневосточного региона — потенциальные партнеры России отличаются умеренным уровнем суверенной долговой нагрузки. Наиболее высокий суверенный долговой риск выявлен в Монголии, однако, учитывая относительно небольшой размер госдолга в абсолютном выражении, а также наметившуюся тенденцию снижения величины соотношения госдолг/ВВП, ситуацию в целом можно считать контролируемой. Среди стран Дальневосточного региона с точки зрения уровня суверенного долгового риска наиболее проблемной является Япония, но парадокс заключается в том, что все существующие системы долгового мониторинга ориентированы на детальный анализ развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а рост долговой зависимости развитых стран, устанавливающих правила в рамках нынешней модели мироустройства, к числу глобальных проблем не относится. Проблема роста долговой зависимости носит всеобщий характер и требует комплексных согласованных действий со стороны мирового сообщества. Соответствующие механизмы глобального управления мировой экономикой и мировыми финансами с учетом интересов большинства стран многополярного мира должны быть выработаны и согласованы в рамках G20+, являющегося в настоящее время наиболее влиятельным объединением различных стран.

Анализ мотивов и путей трансформации политики Китая по оказанию международной помощи

Дай Хуэй
Середа Алексей Валерьевич

В статье рассматривается процесс развития государственной политики Китайской Народной Республики в сфере оказания международной помощи развивающимся государствам. В своем развитии эта политика прошла три этапа, которые можно условно охарактеризовать как постепенный переход от политической помощи через коммерческую поддержку к роли «ответственного государства». В настоящее время политика КНР находится в стадии трансформации: роль Китая изменилась с «местного партнера» на «поставщика помощи», а создание «новой системы помощи в целях развития» стало ядром программы дальнейшего сотрудничества. В работе проводится исследование причин данных изменений, а также более подробно рассматриваются институциональные аспекты происходящей трансформации, к которым, в частности, следует отнести создание в 2018 г. Национального агентства по международному сотрудничеству в целях развития. Делается вывод о том, что в контексте происходящих изменений особое значение приобретают практические аспекты реализации государственной политики: в частности, необходимо обеспечить большую степень прозрачности при принятии управленческих решений, а также установить канал прямой связи с конечными получателями помощи — иностранными организациями и гражданами. Кроме того, отмечается, что концепция «общности судеб человечества» позволяет повысить эффективность оказываемой международной помощи в условиях многополярности складывающегося миропорядка, в то время как существующие западные модели оказания международной помощи не учитывают объективно происходящие глобальные изменения. Успешное решение данных задач будет не только отвечать изменившейся роли Китая на международной арене, но и в значительной степени способствовать его внутреннему экономико-социальному развитию.

Становление Китая как кибернетической сверхдержавы

Юдина Тамара Николаевна
Яо Линдун

Статья посвящена становлению Китая как кибернетической сверхдержавы и ее экономико-технологическим основам в контексте особенностей китайской цифровизации, цифровой экономики («цифрономики»), а также этапов ее развития. Этот процесс охватывает период с 2014 г., когда Си Цзиньпин объявил о становлении Китая как кибернетической державы, по настоящее временя. Процесс формирования Китая как кибернетической сверхдержавы идет параллельно со становлением КНР как экономической сверхдержавы. Это означает, что цифровая экономика как экономика нового технологического уклада (или нового технологического поколения) может эффективно развиваться только с параллельным эффективным развитием реального сектора экономики, производящего реальные, а не виртуальные блага (товары и услуги), опираясь на новую инновационную модель управления экономикой. Этот фундаментальный вывод является главным результатом нашего исследования. Кибернетическая революция, а также экономическая глобализация и глобальная цифровизация как два параллельных мегатренда, дающих кумулятивный эффект, своим следствием получили постиндустриальную экономику в мире, а также первоначально США как технологическую державу. На новом витке экономической глобализации и глобальной цифровизации, а также постиндустриальной экономики идет технологическое соперничество между США и КНР и даже технологическая война за технологическое лидерство, развязанная США. Отдельное внимание в статье уделено тектоническим изменениям в сфере глобальной цифровой экономики, когда т.н. искусственный интеллект (ИИ) становится смыслообразующей технологией, магистральным путем достижения конкурентоспособности страны. Именно ИИ становится критерием определения того, какая страна станет де-факто кибернетическим лидером, сверхдержавой. Авторы статьи вторым результатом своего исследования считают научное доказательство того, что Китай имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать кибернетической сверхдержавой.

Корпоративные климатические стратегии и финансирование перехода к низкоуглеродной экономике в Японии

Ершов Дмитрий Николаевич

В статье анализируются текущие проблемы и трансформация стратегических подходов Японии к финансированию перехода к низкоуглеродному развитию на национальном и на корпоративном уровнях. Обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, принятые в рамках Парижского соглашения по климату, в 2022 г. были повышены в расчете на быстрый рост объема электроэнергии, вырабатываемой с помощью возобновляемых источников энергии. В то же время реальные результаты отстают от заявленных целей, а введенные ранее инструменты «зеленого» финансирования недостаточны. Это заставляет привлекать финансирование в сектора экономики, которые не подпадают под категорию «зеленых», поскольку они трудно поддаются декарбонизации и в них нельзя ожидать сокращения выбросов в краткосрочной перспективе (hard-to-abate). Однако они могут стать перспективными в будущем, когда будут разработаны соответствующие технологии. Финансирование и развитие таких технологий и секторов может создать предпосылки для выхода на траекторию низкоуглеродного развития. Представлен анализ развития стратегических документов в сфере национальной климатической политики и проанализирован ход финансирования перехода к низкоуглеродной экономике. Кратко прокомментированы подходы к борьбе с «зеленым отмыванием» (greenwashing), а также развитие рынка ценных бумаг. В силу ограниченности природных энергетических ресурсов и островного положения страны курс на декарбонизацию является естественным. Регулирование в целом развивается последовательно, охватывая сектора, трудно поддающиеся декарбонизации, в соответствии с международной климатической повесткой и с учетом национальных интересов. На современном этапе Япония сталкивается с проблемами привлечения инвесторов, совершенствования механизмов переходного финансирования и повышения доверия к нему со стороны участников финансового рынка. Дальнейшие исследования покажут, каких результатов удалось добиться на этом пути.

«Зеленая» энергетика во взаимодействии Китая с Центральной Азией

Лексютина Яна Валерьевна

Последние несколько лет отмечены возросшей активностью Китая в продвижении солнечной, ветровой, малой гидроэнергетики и других экологически чистых технологий (от электромобилей до интеллектуальных сетей) в Центральной Азии, где спрос на «зеленую» трансформацию высок, а потенциал чистой энергии огромен. Подключение Пекина к развитию индустрии возобновляемых источников энергии в регионе призвано укрепить международный имидж Китая как ответственной великой державы, содействующей «зеленому» переходу, способствовать внедрению китайских правил, норм и стандартов в сфере чистой энергетики, расширить экспортные возможности китайских производителей «зеленого» оборудования и технологий (включая т.н. трех новых видов товаров — фотоэлектрической продукции, электромобилей и литий-ионных аккумуляторов), открыть новые возможности для удовлетворения энергетических потребностей Китая. В фокусе внимания автора статьи — сотрудничество Китая со странами Центральной Азии в вопросах развития солнечной и ветровой энергетики. В статье демонстрируется комплементарность интересов сторон в развитии чистой энергетики, определяются роль, масштабы и формы участия Китая в продвижении солнечной и ветровой энергетики в регионе. Делается вывод о том, что на современном этапе роль Китая в финансировании проектов в области солнечной и ветровой энергетики в регионе невелика (особенно в сравнении с масштабами финансирования, поступающими по линии многосторонних банков развития и национальных агентств развития западных стран), в то время как присутствие китайских компаний в качестве подрядчиков и поставщиков оборудования при строительстве солнечных и ветровых электростанций в Центральной Азии очень значительно.

Информационные технологии и китайские иероглифы

Завьялова Ольга Исааковна

В эпоху информационных технологий, глобализации и повышения уровня грамотности населения в Китае остается актуальной задача составления нормативных списков, включающих десятки тысяч иероглифов. В китайском языке постоянно появляются новые слова — как собственные неологизмы, так и заимствования. Параллельно растет интерес китайских властей и китайского общества в целом к традиционной культуре и письменным памятникам разных периодов. В публикациях присутствует все больше элементов из древнекитайского языка и его наследника — классического вэньяня. В результате число разных иероглифов в текстах постоянно увеличивается, хотя авторы используют те же знаки, которыми записывали в прошлом или по-прежнему записывают односложные слова и морфемы в составе сложных слов. С одной стороны, вводить на компьютере любые иероглифы можно не только с помощью специально разработанных графических способов, но также используя официальный латинизированный алфавит ханьюй пиньинь или голосовые команды. Современные китайцы, особенно молодежь, все реже пишут иероглифы от руки и не всегда помнят, как надо писать те или иные сравнительно сложные знаки. Более того, в обществе появились опасения, что эти же новейшие технологии, и в частности искусственный интеллект, в конечном итоге будут способствовать снижению уровня грамотности даже образованных людей. С другой стороны, на волне возрождения традиционной культуры у китайских интеллектуалов недавно возникла идея законодательно вернуть те сравнительно сложные исходные варианты иероглифов, которые были заменены в КНР на упрощенные в 1950-е — 1960‑е гг.

К вопросу о возрождении Великого чайного пути Китая, России и Монголии: взгляд из Китая

Чжан Сяолин

Объектом настоящего исследования является Великий чайный путь, действовавший с XVII по XX в. и охватывавший значительные территории Китая, Монголии и России. Не сохранился сам маршрут Великого чайного пути, но сохранилось и до сегодняшнего дня ощущается его влияние. Линии прохождения Чайного пути во многом совпадают с основным маршрутом экономического коридора Китай — Монголия — Россия, который, в свою очередь, является важной составной частью таких проектов, как «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Один пояс, один путь». Возрождение данного маршрута способствует укреплению взаимовыгодного трехстороннего сотрудничества, культурных обменов и торгово-экономических связей между регионами. Автором была поставлена цель исследовать современное состояние и направления развития Чайного пути. История формирования и перспективы возрождения древнего маршрута рассматриваются в рамках создания совместных проектов — ЭПШП и экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Благодаря усилию правительств трех государств, представителей академических кругов и общественности удалось достигнуть договоренности о подаче заявки на внесение Великого чайного пути в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого, были проанализированы ключевые сферы трехстороннего сотрудничества. Статья знакомит научное сообщество с результатами усилий, последними достижениями, а также новыми мерами, предпринимаемыми китайской стороной, по возрождению древнего пути. Особое внимание уделено перспективам и ключевым направлениям сотрудничества в рамках возрождения Великого чайного пути.

Ежегодная всероссийская научная конференция «Современное китайское государство»

Кудакаев Родион Фидельевич

Рецензия на монографию: 任晓: 中国国际关系学史 [Жэнь Сяо. История китайской науки о международных отношениях]. 北京. 商务印书馆, 2022年. 424页.

Виноградов Андрей Владимирович