Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» №3, 2025 г.
Содержание
Политика
Воронцов А.В. Москва — Пхеньян — Пекин. Характер взаимоотношений в настоящее время
Экономика
Акимов А.В. Развитие исследований и разработок в КНР как фактор экономического роста. Статистический анализ
Сербина Е.М. Сельские финансовые институты Китая в годы 14‑й пятилетки (2021–2025 гг.)
Лю Жуй. Китайско-российское сотрудничество в области новой энергетики в контексте цели «двойного углерода»
Яндзикова Н. Стратегия КНР по развитию атомной энергетики в рамках 14-го пятилетнего плана
Государство и общество
Михалев М.С. Туризм, буддизм и социализм: в поисках «тибетской модели развития»
Дискуссионная трибуна
Виноградов А.В. Авторитарное государство и коррупция в Китае
Российский Дальний Восток
Хмелева Г.А., Гусева М.С., Трухин А.С. Россия – КНР: потенциал развития машиностроения
История
Кузьминков В.В. Японские исследования о советско-японской войне: направления и нарративы
Яковкин Е.В. Вооруженный конфликт у реки Халхин-Гол в отражении русской эмигрантской печати в Маньчжурии (май — сентябрь 1939 г.)
Ху Вэньсюй. Дипломатическая дилемма китайского национального правительства в Лиге Наций в связи с «финляндским вопросом» (1939–1940 гг.)
Рецензии
Кочеров О.С. Рецензия на монографию: Чжао Цзяньин. Китайский марксизм XXI века / пер. с кит. Буров В.Г., Смирнов Д.А. М.: Издательство Московского университета, 2024. 307 с.
Юбилей
Юбилей Николая Анатольевича Самойлова
Памяти ученого
Мясников Владимир Степанович
Карнеев Андрей Ниязович
Москва — Пхеньян — Пекин. Характер взаимоотношений в настоящее время
Воронцов Александр Валентинович
В современной стремительно меняющейся обстановке стратегических разломов в мире отношения между обозначенными в заголовке статьи тремя соседними государствами также динамично эволюционируют и наполняются новым содержанием. Взаимодействие между ними с момента создания КНДР и КНР хотя и бывали временами не безоблачными, в целом оставались близкими, определялись добрососедским партнерством, на определенных этапах, даже союзническими обязательствами. В условиях появления новых вызовов их безопасности со стороны США и их союзников у трех рассматриваемых государств в последние годы возникли дополнительные основания для укрепления сотрудничества друг с другом. Фактическое сближение трех материковых государств и наличие фундаментальной предпосылки к его дальнейшему углублению серьезно обеспокоило американских стратегов и стимулировало фокусирование пристального внимания к изучению данного феномена с целью найти способы, как оторвать друг от друга участников «тройки». Нельзя отрицать и то, что стремительный взлет российско-северокорейских отношений вызвал пристальное внимания в Китае, в том числе, в экспертном сообществе, в некоторых сегментах которого проявились различные подходы, включая определенные обеспокоенности. Делается вывод о том, что существование объективных несовпадений интересов трех стран по некоторым конкретным вопросам реально, что, естественно, требует к себе совместного повышенного и деликатного внимания. Москве, Пекину и Пхеньяну ни в коем случае нельзя недооценивать возможный негативный эффект данных факторов и следует повышать как качество двусторонних консультаций, так и уровень координации своих действий на Корейском полуострове, в регионе СВА и в мире в целом.
Развитие исследований и разработок в КНР как фактор экономического роста. Статистический анализ
Акимов Александр Владимирович
Китай переходит к инновационной стадии развития экономики. При сравнении КНР с мировыми лидерами в развитии науки и технологий (ЕС, США, Япония, Республика Корея) Китай оказывается на первом месте по занятым в науке и технологиях и на втором месте после США по затратам на исследования и разработки. КНР импортирует много наукоемкой продукции, но больше экспортирует, являясь мировым лидером в экспорте офисного и телекоммуникационного оборудования. Высокая доля высокотехнологичной продукции в экономике Китая связана с усилиями разработчиков технологий в прикладных исследованиях. Другой составляющей успехов КНР в сфере высоких технологий является сочетание широкого фронта исследований с концентрацией на актуальных направлениях. Так, на первом месте по затратам на исследования и разработки из всех отраслей находится производство компьютеров, коммуникационного и электронного оборудования. На это расходуется 20 % всех средств. На втором месте производство электрических машин и приборов (10 % затрат), чуть меньше идет на исследования в области автопрома. Именно эти позиции наиболее сильны в экспорте Китая и на них приходится около 40 % затрат на исследования и разработки. Особенностью инновационной среды Китая является то, что она – часть бизнеса КНР. Бизнес, а не государство является основным агентом, генерирующим исследования и инновации.
Важной чертой инновационного комплекса КНР является его опора на местную базу в сочетании с привлечением инвестиций из других стран. Более 80 % инвестиций в исследования и разработки идут из источников в КНР, еще по 9 % приходится на Гонконг, Макао и Тайвань, а также иностранные государства. В настоящее время в КНР сложилась мощная и эффективная модель производства знаний и их быстрой реализации в экономике. Она успешно работает, обеспечивая высокие темпы экономического роста.
Сельские финансовые институты Китая в годы 14‑й пятилетки (2021–2025 гг.)
Сербина Екатерина Михайловна
В статье рассматривается деятельность сельских финансовых институтов Китая, являющихся важным звеном финансирования проектов саньнун (деревня, крестьяне, сельское хозяйство). Автор с опорой на работы китайских экспертов описывает структуру и основные характеристики сельских финансовых институтов, которые включают сельские коммерческие банки, сельские кооперативные банки, сельские кредитные кооперативы, деревенские и поселковые банки, микрокредитные компании и др. В исследовании анализируется реформа сельских финансовых институтов в годы 14‑й пятилетки, призванная способствовать решению проблем, с которыми сталкиваются эти институты, включая недостаточность капитала, концентрацию на достижении краткосрочных целей, высокий уровень различного рода рисков, общую низкую результативность работы и др. Реформы подразумевают сокращение числа сельских финансовых институтов за счет их слияния и поглощения, их стратегия претерпевает изменение в сторону фокусирования на разработке банковских услуг, коррелирующих с местной спецификой и меняющимися клиентскими потребностями, более детального изучения регионального потенциала и проектов для кредитования, расширения использования цифровых сервисов. В связи с обозначенным правительством на 14‑ю пятилетку курсом продолжения борьбы с бедностью, возрастающем приоритете возрождения села и преимуществе «научно-технического финансирования» на сельские финансовые институты возлагаются новые задачи. Для успешного претворения в жизнь этих амбициозных планов сельским финансовым институтам необходимо на постоянной основе изучать тенденции развития местной промышленности и аграрного комплекса, выявлять объекты с наибольшим потенциалом и разрабатывать продукты и услуги под их нужды.
Китайско-российское сотрудничество в области новой энергетики в контексте цели «двойного углерода»
Лю Жуй
В условиях глобальных климатических вызовов и реализации цели «двойного углерода» (достижение пика выбросов и углеродной нейтральности) сотрудничество между Китаем и Россией в сфере зеленой энергетики приобретает стратегическое значение. Это партнерство становится ключевым драйвером формирования технологического суверенитета в низкоуглеродном секторе Евразии. Взаимодополняемость ресурсного потенциала, высокий уровень политического доверия и общая цель достижения углеродной нейтральности к 2060 г. создают прочную основу для расширения взаимодействия в области экологичной энергетики.
В последние годы объемы торговли и виды сотрудничества между странами в сфере природного газа, возобновляемых источников энергии и атомной энергетики демонстрируют устойчивый рост. Реализуются масштабные проекты, направленные на развитие интегрированных энергосистем и технологических инноваций. Однако Китаю и России предстоит преодолеть ряд вызовов: низкую долю торговли экологически чистой энергией, недостаточное развитие энергетической инфраструктуры, влияние международной политической конъюнктуры, высокую волатильность энергетического рынка и несовершенство цифровых систем управления.
Для решения этих проблем необходимо дальнейшее укрепление политического доверия, стимулирование научно-технических инноваций, углубление сотрудничества в рамках промышленных цепочек, внедрение новых финансовых механизмов и совершенствование цифрового управления энергоресурсами. Эти шаги позволят обеспечить экологичное и диверсифицированное развитие энергетического сотрудничества, способствуя устойчивому росту экономик обеих стран и укреплению глобальной энергетической безопасности. Успешная реализация данной повестки внесет существенный вклад в достижение целей Парижского соглашения и укрепит лидерство стран БРИКС в глобальной низкоуглеродной трансформации.
Стратегия КНР по развитию атомной энергетики в рамках 14-го пятилетнего плана
Яндзикова Наталия
Статья анализирует стратегию Китайской Народной Республики по развитию национальной атомной энергетики в рамках 14-го пятилетнего плана (2021–2025 гг.), являющегося важным этапом в реализации долгосрочных целей страны в области энергетической модернизации. Исследование сосредоточено на двух ключевых направлениях стратегического курса Китая: управлении отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также строительстве реакторов и разработке новых ядерных технологий. На основе качественного анализа «Синих книг по атомной энергетике» (中国核能发展报告) за период с 2018 по 2024 гг. в статье выделяются последовательные шаги, предпринимаемые Китаем для формирования устойчивой, инновационной, конкурентоспособной, экологически ориентированной и ресурс эффективной атомной отрасли. В сфере управления отходами рассматриваются меры по расширению инфраструктуры хранения, переработка отходов на месте, применению модульных и мобильных технологий, а также разработке методов глубинного геологического захоронения и стеклования. Приоритетом является минимизация экологического ущерба. В исследовании подчеркивается переход Китая от зависимости от импортных разработок к локализованному производству оборудования и передовых реакторов. Анализируются как широко используемые водо-водяные реакторы второго и третьего поколений, так и развитие высокотемпературных газоохлаждаемых, малых модульных и быстрых реакторов. Ключевым аспектом ядерной стратегии Китая является сочетание технологических инноваций с институциональной поддержкой, направленной на решение проблемы ядерных отходов, обеспечение энергетической безопасности и укрепление международных позиций страны в сфере атомной энергетики. Дополнительно отмечается роль государственно-частного партнерства и международного сотрудничества для достижения этих амбициозных, практико-ориентированных целей.
Туризм, буддизм и социализм: в поисках «тибетской модели развития»
Михалев Максим Сергеевич
В статье анализируются тенденции социально-экономического развития Тибетского автономного района Китая в контексте противостояния двух образов будущего, которые формирует правительство КНР и Центральная тибетская администрация. Обращается внимание на антагонистические противоречия между позицией властей Китая, которые подчеркивают экономические и социальные достижения региона за последние семьдесят лет, и усилиями тибетского правительства в изгнании по дезавуированию этих достижений при помощи акцента на особой религиозности тибетцев. Показывается, что компромисс оказывается возможным благодаря быстрому развитию туристической индустрии в Тибете. С одной стороны, рост числа туристических посещений способствует увеличению валового внутреннего продукта и, таким образом, социально-экономическому развитию региона. С другой, особый интерес, который гости Тибета проявляют к традиционной духовной культуре коренного населения, гарантирует, что утилитарные цели правительства Китая достигаются благодаря сохранению религиозности местного населения. На примере других регионов КНР, в которых подобного рода туризм развивается уже продолжительное время, показывается, что данный сценарий также не лишен недостатков. Обращается внимание на то, что бесконтрольный рост посещений может приводить к обмирщению религиозной традиции, ее выхолащиванию и, как итог, маргинализации коренных жителей. Высказывается предположение, что строгое следование принципу приоритета общественных интересов над частными, который лежит в основе социализма с китайской спецификой, способно предотвратить этот негативный сценарий. Делается вывод, что сочетание туризма, буддизма и социализма может стать эффективной основой для появления в регионе особой «тибетской модели развития».
Авторитарное государство и коррупция в Китае
Виноградов Андрей Владимирович
Масштабная и беспрецедентная в истории КНР кампания по борьбе с коррупцией, которая началась практически одновременно с избранием Си Цзиньпина генеральным секретарем ЦК КПК, затронула все сферы общественной жизни и прошла несколько этапов, но пока так и не завершилась. Ее длительность, острота и промежуточные результаты заставляют посмотреть на это явление не только под углом политической борьбы в руководстве партии и текущей стадии партийно-государственного развития, но и шире, как на явление, отражающее фундаментальные проблемы авторитарного государства и государственного строительства в Китае. В последнее время, после периода быстрого экономического роста, политическое развитие китайского государства привлекает все большее внимание специалистов как в самом Китае, так и за рубежом и выводит на целый ряд общих проблем, связанных не только со спецификой традиционного китайского государства, но государства и политического в целом. В статье рассматривается развитие китайского государства с исторической точки зрения, через призму такого свойственного всем этапам развития Китая явления, как коррупция. Показано место и специфика коррупции в Китае, с древности до сегодняшнего дня, рассматриваются основные этапы становления китайского государства с начала ХХ в., роль партии авангардного типа, дан анализ современного состояния борьбы с коррупцией, делаются выводы о характере китайского государства и направлении его эволюции.
Россия – КНР: потенциал развития машиностроения
Хмелева Галина Анатольевна
Гусева Мария Сергеевна
Трухин Александр Сергеевич
В статье проводится анализ текущего состояния взаимодействия, выделяются региональные особенности и будущие возможности для углубления партнерств. Российско-китайское сотрудничество в машиностроении демонстрирует стоимостной рост и структурные изменения, но сталкивается с системными вызовами. Объемы экспорта российской машиностроительной продукции в КНР удвоились с 2015 г., в основном за счет ядерных реакторов и компонентов оборудования ядерной энергетики. Однако, доля машиностроительной продукции в общем экспорте из России в КНР снижается, сохраняется сырьевая направленность российского экспорта, в то время как КНР укрепляет свои позиции в глобальных цепочках добавленной стоимости. Как в России, так и КНР, наблюдается региональная асимметрия и концентрация взаимодействий. Торговля российской машиностроительной продукцией КНР сконцентрирована в Пекине, а лидерами сотрудничества в России являются Татарстан, Тульская, Томская области, Еврейский автономный округ и Приморский край, где происходит наиболее активная локализация производства. Крупные проекты, такие как строительство газопровода и атомных электростанций в КНР и развитие Арктики, Северного морского пути в России, стимулируют технологическое партнерство. Расчеты в национальных валютах снижают зависимость от доллара, но сохраняются риски санкций. Китайские компании активно локализуются в России, однако инвестиции в основном направлены в низкотехнологичные сектора. Несмотря на создание многоуровневой системы взаимодействия, потенциал сотрудничества в области машиностроения реализуется слабо. Для углубления сотрудничества необходимо снизить технологический разрыв, усилить инновационную экосистему и развивать совместные НИОКР. Инфраструктурные ограничения, особенно на Дальнем Востоке, требуют модернизации транспортных коридоров. Важно стимулировать взаимодействие между регионами двух стран и расширять образовательную интеграцию. Успех сотрудничества зависит от способности России преодолеть структурные ограничения и перейти к технологическому партнерству.
Японские исследования о советско-японской войне: направления и нарративы
Кузьминков Виктор Вячеславович
В статье проводится анализ научных публикаций японских авторов, посвященных различным аспектам советско-японской войны. Подчеркивается, что эти работы оказали значительное влияние на формирование общественного мнения Японии в отношении СССР и России. Автор отмечает, что в условиях идеологической конфронтации послевоенные японские исследования акцентировали внимание на негативных последствиях советско-японской войны для Японии. Историческая роль СССР в этой войне часто интерпретировалась искаженно: участие Советского Союза в войне против Японии нередко представлялось как акт агрессии, что способствовало формированию негативных стереотипов о Советском Союзе, усилению антисоветской пропаганды и закреплению образа СССР как враждебного государства.
Особое внимание уделяется ключевым направлениям и нарративам в японских публикациях. Исторические сюжеты, представленные в этих работах, часто имеют тенденциозный характер и адаптированы под политическую конъюнктуру, что способствует укреплению ревизионистских взглядов. При этом объективные исторические реалии игнорируются или искажаются, что ведет к сохранению негативных стереотипов в отношении России даже после окончания периода идеологической конфронтации.
Статья проливает свет на то, как научные трактовки исторических событий могут быть использованы в политических целях для формирования общественного мнения. Автор акцентирует внимание на важности критического подхода в исследовании истории, чтобы избежать подобных искажений и стремиться к объективному пониманию прошлого. Такой подход позволит преодолеть навязанные конфронтацией стереотипы и недоверие, открывая путь для конструктивного сотрудничества в создании добрососедских отношений, которые могут предотвратить новые конфликты.
Вооруженный конфликт у реки Халхин-Гол в отражении русской эмигрантской печати в Маньчжурии (май — сентябрь 1939 г.)
Яковкин Евгений Васильевич
Крупнейшим советско-японским вооруженным столкновением стали бои вблизи реки Халхин-Гол в мае — сентябре 1939 г. Противостояли частям Красной армии не только японские, но и войска армии Маньчжоу-диго, в которой служили в том числе и русские эмигранты. В российской историографии в последние десятилетия наблюдается интерес к истории отряда «Асано» и участию эмигрантов в тех событиях. В то же время не рассмотрен вопрос о том, как освещались эти события для российских эмигрантов, живших в Маньчжурии, численность которых тогда превышала 70 тыс. человек. Этот регион с начала 1930‑х гг. был оккупирован японской Квантунской армией и превращен в военно-экономический плацдарм для планировавшейся войны против Советского Союза. Российские эмигранты вынуждены были подчиняться тем установкам, которые поступали от командования Квантунской армии и его сателлита Маньчжоу-диго. Японо-маньчжурские власти пытались использовать российскую эмиграцию в своих целях, а для этого требовалась беспрекословная лояльность. Осуществлялось это с помощью пропаганды через русские эмигрантские и маньчжурские организации, а также через печатные издания, прежде всего газеты и журналы. Материалом исследования послужили публикации в газетах «Голос эмигрантов», «Заря», «Харбинское время» за май — сентябрь 1939 г., анализ которых дал представление о том, как преподносились события у реки Халкин-Гол дальневосточной российской эмиграции, а также какова была степень ее участия в этом конфликте. Автор приходит к выводу, что эмигрантские печатные издания, пытаясь вызвать сочувствие к японско-маньчжурским властям у представителей целевой аудитории, преподносили конфликт как нападение советских и внешнемонгольских войск на «миролюбивою» Маньчжурию.
Дипломатическая дилемма китайского национального правительства в Лиге Наций в связи с «финляндским вопросом» (1939–1940 гг.)
Ху Вэньсюй
В период с июля 1937 г., когда произошел инцидент на мосту Лугоуцяо, до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 г. Китайская Республика реализовывала двойную дипломатическую стратегию. С одной стороны, Китай стремился добиться международных санкций против Японии, с другой — активно искал военной поддержки у Советского Союза. Однако с началом советско-финской (финляндской) войны в конце 1939 г. Китай столкнулся с серьезной дипломатической дилеммой, связанной с необходимостью балансировать в отношениях между СССР и западными державами. Финляндия вскоре подала жалобу на действия СССР в Лигу Наций. Китай попал в сложную ситуацию, поскольку, согласно правилам процедуры голосования Исполнительного совета организации, резолюция могла быть принята только единогласно. Проголосуй Китай против законопроекта, за который выступало большинство стран, он не только бы оказался под огромным давлением со стороны международного сообщества, но и мог попасть в изоляцию, что еще больше затруднило бы получение помощи от Запада, на которую рассчитывала Китайская Республика. С другой стороны, поддержи Китай резолюцию, он мог бы потерять военную помощь со стороны СССР. В статье речь идет о поиске национальным правительством Чан Кайши сбалансированной позиции по вопросу советско-финляндского конфликта и выработке стратегии поведения, которая бы позволила не испортить отношения ни с СССР, ни с западными странами, а напротив, способствовала развитию международной ситуации в пользу Китая.