Проблемы Дальнего Востока №4, 2025 г.

Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» №4, 2025 г.

Содержание

Политика

Трощинский П.В. 3‑я сессия ВСНП 14-го созыва: итоги развития Китая в 2024 г.

Асмолов К.В. Конституционный кризис в Республике Корея в 2024–2025 гг. Военное положение и импичмент президента

Симоненок А.В. Трансформация политического диалога России и Таиланда в условиях меняющегося мирового порядка

Экономика

Островский А.В. Экономика КНР: перспективы развития в 14‑й пятилетке

Ларин В.Л. Провинция Цзилинь: северный вектор открытости в современной стратегии развития

Юдина Т.Н, Яо Линдун. «Продвижение Шанхайского духа»: развитие региональной цифровизации в мирных геополитических целях

Янькова А.Д. Особенности реализации инициативы «Один пояс, один путь» в Африке: феномен «маленьких, но красивых» проектов в сфере ИКТ

Самсонова В.Г., Жучкина П.А. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Республики Корея на современном этапе

Шихина А.Э. Особенности трансформации структуры российско-южнокорейской торговли в 2022–2023 гг.

Российское китаеведение

Горбачев Б.Н. Китайский фронт Второй мировой войны в оценках советских (российских) авторов: историографический очерк

История

Гао Мингью, Хисамутдинов А.А. Исследователь Северо-Восточного Китая Владимир Кормазов (1886–1960)

Образование

Дай Хуэй, Баженова Е.С., Островский А.В. Учебная дисциплина по зарубежному страноведению и регионоведению в Китае: требования эпохи и национальная специфика


3‑я сессия ВСНП 14-го созыва: итоги законодательного развития Китая в 2024 г.

Трощинский Павел Владимирович

На состоявшейся в марте 2025 г. очередной 3‑й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва были подведены итоги социально-экономического и законодательного развития КНР в 2024 г. В течение прошедшего года Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП) принял шесть новых законов: Закон о таможенных пошлинах, Закон об ученых степенях, Закон о деревенских коллективных хозяйственных организациях, Закон о дошкольном образовании, Закон об энергетике и Закон о налоге на добавленную стоимость; внес поправки в 15 законов, а один, Закон об организации Государственного совета, был изменен самим ВСНП. Таким образом, в общей сложности были приняты 22 законодательных инициативы. Особо отметим два новых закона: Закон об энергетике и Закон о налоге на добавленную стоимость. Их положения направлены на поддержку проводимых в стране экономических реформ. Первый призывает к повышению устойчивости энергетической сферы, комплексному развитию альтернативных источников энергии, направлен на достижение углеродной нейтральности к 2060 г. Второй — является важным элементом фискальной политики государства и регулирует вопросы сбора НДС, на который приходится большинство налоговых поступлений в республике. Падение сбора НДС в 2024 г. по сравнению с 2023 г. может свидетельствовать о проблемах в китайской экономике. Для их преодоления необходим отдельный закон, способный улучшить ситуацию в налоговой сфере в частности, и в социально-экономической в целом. В настоящее время законодатель работает над принятием ряда новых законов. К основным из них отнесем Экологический кодекс, Закон о финансовой (денежно-кредитной) стабильности, Закон о дальнейшем содействии национальному единству.

Конституционный кризис в Республике Корея в 2024–2025 гг. Военное положение и импичмент президента

Асмолов Константин Валерианович

После парламентских выборов апреля 2024 г. в Южной Корее противостояние президента Юн Сок Ёля и парламента вышло на новый уровень. После того, как над лидером оппозиции Ли Чжэ Мёном нависла угроза судебного преследования, оппозиция начала подготовку к отрешению президента от власти, включая «тотальный импичмент» чиновников, не согласных с линией Демократической партии. Кульминацией кризиса стала попытка Юн Сок Ёля ввести 3 декабря 2024 г. военное положение, однако, когда депутаты парламента отменили его в соответствии с Конституцией страны, президент подчинился. Чрезвычайное положение продлилось пять с половиной часов.

14 декабря 2025 г. оппозиция объявила Юн Сок Ёлю импичмент. Из-за высокой поляризации общества и некоторых спорных трактовок на вынесение решения Конституционному суду потребовалось больше месяца, в итоге президент был единогласно отрешен от власти. За импичмент выступало большинство, и такое решение суда заканчивало кризис, в то время как восстановление президента в должности приводило к восстановлению прежнего политического тупика.

Как демократы, так и консерваторы, стараются навязать аудитории свой нарратив, однако на деле в обоих случаях речь преимущественно идет не о попытке узурпировать власть, нарушив конституцию, а о злоупотреблении формально разрешенными процедурами. Как введение военного положения в ситуации отсутствия вооруженного конфликта, так и «стратегия тотального импичмента», которую применяла оппозиция, официально не запрещены. В такой ситуации решение Конституционного суда не завершит кризис. Не следует ожидать смены внешнеполитического курса страны в сторону, более выгодную для России.

Трансформация политического диалога России и Таиланда в условиях меняющегося миропорядка

Симоненок Анна Владимировна

В статье анализируются основные этапы развития российско-таиландских политических связей, особое внимание уделено сотрудничеству в XXI в. Двусторонние контакты рассматриваются в контексте глобальных международных процессов, что позволяет выявить значительную корреляцию между этапами развития российско-таиландских связей и трансформацией в международных отношениях. В эпоху идеологического противостояния Таиланд входил в антисоветский лагерь, что являлось препятствием для выстраивания нормальных двусторонних связей. Позитивные перемены в отношениях России и Таиланда произошли после крушения Советского Союза и последовавшим за этим снижением международной напряженности.

В XXI в. российско-таиландское сотрудничество продолжает последовательно развиваться, охватывая новые области взаимодействия. Движущей силой, как и прежде, выступают геополитические факторы. После событий 2014 г. (в России воссоединение с Крымом, в Таиланде военный переворот) внешнее давление, оказываемое как на Россию, так и на Таиланд, подтолкнули страны к политическому сближению и активизации контактов, в которых значимую роль стало играть сотрудничество в сфере безопасности.

Сегодняшний тренд на поступательное развитие российско-таиландских политических связей можно считать устойчивым. Он сохраняется в условиях непростой внешнеполитической ситуации и СВО, которую ведет Россия, а также серьезных внутриполитических трансформаций, происходящих в Таиланде (переход от военного правительства к гражданскому). Это дает основания для выводов о существовании консенсуса внутри тайской элиты в вопросах выстраивания отношений с РФ и наличии долгосрочных планов по укреплению двустороннего сотрудничества.

Экономика КНР: перспективы развития в 14‑й пятилетке

Островский Андрей Владимирович

В статье подводятся итоги социально-экономического развития Китая в 2024 г. и анализируются поставленные 3‑й сессией ВСНП 14-го созыва задачи на 2025 г. В последние годы среднегодовые темпы прироста ВВП составляли примерно 5 % в год. Такими темпами ВВП Китая сможет достичь показателя 250 трлн юаней к 2035 г., а по текущему курсу доллара этот показатель составит около 35 трлн долл. В июле 2024 г. в КНР состоялся 3‑й пленум ЦК КПК 20-го созыва, который подвел итоги начавшейся в конце 70‑х гг. ХХ в. экономической реформы. На нем было принято решение о начале нового этапа «углубления экономической реформы» (加深经济体制改革). В статье на основе большого фактического материала были проанализированы итоги социально-экономического развития КНР за 2024 г. и сделан прогноз развития экономики страны на 2025 г. По мнению автора, к концу 14‑й пятилетки Китай укрепит свою экономическую мощь, будет реализован лозунг «Сделано в Китае — 2025» и заметно повысится уровень жизни населения страны. По мнению автора, экономика Китая стоит перед рядом сложных вызовов, которые ставят под угрозу выполнение планов социально-экономического развития КНР до 2035 г. и до 2049 г. К таким вызовам следует отнести огромное население свыше 1,4 млрд человек, нарастающий дефицит рабочей силы, недостаток энергетических ресурсов и обострение экологических проблем по мере роста масштабов экономики. Тем не менее, в годы 14-й пятилетки (2021–2025) Пекин уже вышел на новые экономические рубежи и, судя по всему, к концу 2025 г. сможет реализовать лозунг «Сделано в Китае — 2025», а для многих стран мира торгово-экономические связи с КНР будут иметь решающее значение. К концу 14-й пятилетки Китай укрепит свою экономическую мощь, постепенно догоняя американскую экономику по своим масштабам, и в дальнейшем будет заметно повышаться уровень жизни населения страны.

Провинция Цзилинь: северный вектор открытости в современной стратегии развития

Ларин Виктор Лаврентьевич

Статья посвящена стратегическим подходам и конкретной политике северо-восточной провинции Цзилинь по формированию северного вектора открытости Китая внешнему миру. Автор показывает, что директивно установленная Пекином задача по созданию в Цзилини одной из торговых, производственных и транспортно-логистических платформ для взаимодействия с Северо-Восточной Азией связана, в первую очередь, с решением вопроса о «возрождении Северо-Востока» и использования для этого рыночного, ресурсного и технологического потенциала Евразии. В этих целях рассматриваются задачи и роль типичных для Китая последних десятилетий инструментов — специальных экономических зон, которые в Цзилини представлены специальной экономической зоной Чанцзиту, «зоной морской экономики Хуньчунь», «приоритетным открытым районом Яньцзи-Чанбай», оцениваются некоторые результаты экономического развития провинции в последние 5 лет. В статье представлены усилия провинции по созданию международной транспортной системы, связывающей ее с портами России, Японии и Южной Кореи, а также с Европой через Россию и Монголию. Автор не находит видимых результатов того, что сформированные в провинции Цзилинь в последние годы инструменты открытости как-то повлияли на ее экономическую и социальную динамику если не считать двукратного роста объема экспорта и превращения России в главного импортера ее продукции. Причина тому — как небольшой отрезок времени, в течение которого предпринимались эти шаги, так и определенные негативные тенденции внутри и вне страны. Тем не менее, провинция Цзилинь сегодня еще более, чем ранее готова выступать в качестве локомотива региональной экономической интеграции в СВА, видя в этом, прежде всего, источник и средство собственного экономического развития.

«Продвижение Шанхайского духа»: развитие региональной цифровизации в мирных геополитических целях

Юдина Тамара Николаевна
Яо Линдун

Статья посвящена актуальным проблемам региональной цифровизации в рамках постоянных участников Шанхайской организации сотрудничества в мирных целях и саммита ШОС в Тяньцзине в 2025 г., лозунгом которого является «Продвижение Шанхайского духа: ШОС в действии». В рамках цифровой глобализации и учета возможностей, рисков и вызовов в развитии региональной цифровизации стран-членов ШОС авторы статьи уточняют направления и перспективы сотрудничества между ними в контексте ускорения строительства интернет-инфраструктуры, создания региональных цифровых платформ; безопасности развития цифровой экономики, укрепления связей в области создания отраслевого технологического альянса для продвижения взаимодействия в цифровых сферах между странами-членами этого объединения. Целью проведенного анализа является позиционирование направлений и результатов развития региональной цифровизации экономик технологического альянса ШОС в мирных геополитических целях. Задачами исследования стали качественные оценки, во-первых, цифровой трансформации и развития цифровой экономики в странах Шанхайской организации сотрудничества и ШОС как уникальной платформы для развития цифровой экономики стран ее участниц; во-вторых, роли Китая в активизации цифровизации экономик стран-членов ШОС в контексте цифрового шелкового пути; в-третьих, значения цифровых форумов ШОС для мирного развития глобальной цифровизации; в-четвертых, особого положения сотрудничества Индии, втянутой в «гонку искусственного интеллекта», в области региональной цифровизации в рамках ШОС. Глубинным результатом исследования стал вывод статьи, что в эпоху турбулентности, ускоряющейся научно-технологической революции, глобальной цифровизации, «гонки искусственного интеллекта» технологический суверенитет страны и региона является основой политического суверенитета как на национальном, о чем свидетельствует статус Китая как одной из глобальных цифровых держав, так и на региональном уровнях.

Особенности реализации инициативы «Один пояс, один путь» в Африке: феномен «маленьких, но красивых» проектов в сфере ИКТ

Янькова Александра Дмитриевна

Статья посвящена анализу «маленьких, но красивых» проектов в области ИКТ, реализуемых Китаем в странах Африки в рамках инициативы «Цифровой шелковый путь» и более широкой стратегии «Один пояс, один путь». Такой формат предполагает меньший объем инвестиций, более высокие стандарты, упрощенную процедуру запуска и обязательную социальную отдачу — в отличие от более масштабных цифровых инициатив Китая за рубежом. В центре внимания — проекты, направленные на решение локальных задач в таких чувствительных сферах, как телекоммуникации, цифровая инфраструктура, образование, трансфер компьютерных навыков и технологий.

В тексте предпринята попытка разобрать концепцию «маленьких, но красивых проектов», систематизировать данные инициативы и продемонстрировать, каким образом они одновременно служат социальным целям, повышая уровень цифровой инклюзии местных сообществ, и стратегическим интересам Пекина, способствуя закреплению китайских компаний, технологий и стандартов на африканском континенте.

Особое внимание уделено государственному управлению в отрасли и широко разработанным концептуальным рамкам проектов. В статье продемонстрированы институциональные механизмы принятия решений, включая характеристику роли госорганов и частного сектора. Показано, как через «маленькие, но красивые» цифровые проекты Китай формирует долгосрочные связи, создает каналы влияния и усиливает свою позицию в глобальной конкуренции с Западом за контроль над цифровыми маршрутами, платформами и нормативной средой.

С опорой на китайские источники делается вывод о том, что «маленькие, но красивые» цифровые проекты представляют собой важный инструмент мягкой силы КНР, обладающий высокой степенью институциональной продуманности и геоэкономической точности.

Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Республики Корея на современном этапе

Самсонова Виктория Георгиевна
Жучкина Полина Александровна

Российско-южнокорейское торгово-экономическое сотрудничество в последние годы столкнулось с серьезными вызовами и продолжает находится на негативном треке. После рекордных показателей двустороннего товарооборота в 2021 г., возможности для дальнейшего экономического сотрудничества продолжают сужаться, находясь под властью политических факторов. Главными причинами этого стало присоединение Республики Корея к антироссийским санкциям коллективного Запада в связи с началом специальной военной операции России на Украине, а также введение Сеулом списка экспортного контроля в отношении России и Республики Беларусь. Эти меры ограничили поставки ряда товаров, усложнили проведение финансовых операций, тем самым создав серьезные препятствия для торговли. Однако несмотря на сложившиеся обстоятельства, деловые круги обеих стран проявляют заинтересованность в продолжении партнерства и ищут новые обходные пути для этого. Одним из важных аспектов этого процесса является то, что компании Республики Корея стремятся занять освободившееся ниши после ухода европейских компаний, в частности, в таких сферах как поставки косметической, текстильной и пищевой продукции, где южнокорейские товары пользуются большим спросом у российских потребителей. Если ранее акцент делался на сырьевую продукцию, то на данный момент в торговый оборот активно включаются иные категории товаров, такие как продукция аграрно-промышленного комплекса, развлекательный контент и другие перспективные товары. Данная статья анализирует современную ситуацию в торгово-экономическом сотрудничестве России и Республики Корея, исследует пути и возможности для активизации такого партнерства в условиях глобальных вызовов и существующего санкционного давления.

Особенности трансформации структуры российско-южнокорейской торговли в 2022–2023 гг.

Шихина Анна Эдуардовна

Предлагаемое исследование нацелено на выявление особенностей динамики внешней торговли России и Республики Корея в период 2010–2023 гг. с особым акцентом на изменения с 2022 г. Проанализирована трансформация структуры двусторонней торговли, в том числе торговли энергоносителями; рассчитаны индексы интенсивности взаимной торговли; проведена оценка обоюдной роли России и Республики Корея во внешней торговле; определены наиболее уязвимые группы товаров, от поставок которых Республика Корея в значительной мере зависит от России. Автор проводит исследование роли третьих стран и параллельного импорта в современной трансформации торговых отношений между странами, в том числе отдельных стран ЕАЭС и нефтеперерабатывающих стран. В работе анализируется ряд позитивных и негативных факторов, влияющих на российско-южнокорейское экономическое сотрудничество. В частности, выявлены как экономические, так и политические факторы. В работе сделаны основные выводы: сокращение взаимного торгового оборота в 2022 г. было менее значительным в процентном выражении по сравнению с 2015–2016 гг.; в торговле стали применяться «непрямые», «обходные» пути, т.е. параллельный импорт, в частности резко возрос южнокорейский экспорт смартфонов и средств транспорта в такие страны ЕАЭС, как Казахстан и Кыргызстан; в современных условиях наши страны стараются избегать разрыва торговых отношений и заинтересованы найти способы продолжения экономического сотрудничества, несмотря на ограничения и санкционное давление со стороны западных стран. Сохранение и развитие экономических отношений с Республикой Корея в дальнейшем позволит обеспечить доступ к высокотехнологичному оборудованию и реализовать инвестиционные проекты на Дальнем Востоке.

Китайский фронт Второй мировой войны в оценках советских (российских) авторов: историографический очерк

Горбачев Борис Николаевич

В статье представлен историографический обзор исследований отечественных ученых по теме китайского фронта Второй мировой войны. Автор статьи не ставит задачу подробного анализа всех отечественных публикаций, а лишь стремится дать общую оценку литературы, опубликованной начиная с 1930‑х по наши дни. В статье выделены четыре периода исследовательской работы (военные годы до образования КНР, 1950–1960 гг., период 1965–1988 гг. и современный этап после нормализации советско-китайских отношений 1989–2025 гг.). Автор называет основные особенности каждого периода исследования, оценивая достигнутые результаты.

В качестве предметной области в статье рассматриваются, прежде всего, военные действия противоборствующих сторон, вооруженное сопротивление китайского народа японским оккупантам. В то же время учитываются важные политические, международные и другие аспекты широкого диапазона событий в контексте Второй мировой войны. Понятие «китайский фронт Второй мировой войны» носит условный характер, поскольку оно меньше такого сложного и масштабного явления, как «война Китая против японской агрессии».

В статье на основе сравнительного анализа отечественной историографии разных периодов делается вывод о том, что положительным моментом современных российских исследований является, с одной стороны, соблюдение принципа преемственности в отношении лучших достижений советских авторов, с другой стороны, желание сделать на основе широкого круга источников переоценку прежних позиций историков, не выдержавших проверку временем.

Автор статьи подчеркивает, что, несмотря на довольно обширную отечественную историографию по теме китайского фронта Второй мировой войны, задача продолжать данную работу на основе современных методологических подходов и методов исследований, сохраняет свою актуальность, принимая во внимание, что в КНР активно продвигаются новые нарративы в оценке исторических событий Второй мировой войны.

Исследователь Северо-Восточного Китая Владимир Кормазов (1886–1960)

Гао Мингью
Хисамутдинов Амир Александрович

Публикация посвящена экономисту и этнографу Владимиру Алексеевичу Кормазову (1886–1960), исследователю культуры Северо-Восточного Китая (Дунбэй 东北). Штатный сотрудник Экономического бюро КВЖД (1924–1935), в чьи обязанности входил учет торгово-промышленной деятельности западной линии дороги, в свободное от основной работы время В.А. Кормазов занимался археологическими раскопками, собирал этнографические сведения и уникальные экспонаты для Харбинского регионального музея (ныне Государственный музей китайской провинции Хэйлунцзян). Являлся членом Общества изучения Маньчжурского края (ОИМК). По результатам многолетних исследований западной части Хэйлунцзянской провинции Китая — Барги (巴尔虎) В.А. Кормазов опубликовал экономический очерк («Барга», 1928), в котором он описал историю этого богатого естественными ресурсами района, его климат, административное устройство, состав населения, пути сообщения, главные населенные пункты, хозяйственное устройство. Впоследствии работа была несанкционированно переведена и издана на китайском и японском языках. Предметом исследования В.А. Кормазова стало также русское Трехречье (三河) («Трехречье», 1929). Этнограф детально описал не только занятия крестьян-китайцев, но и жизнь представителей коренных народностей районов, которые граничили с Россией. Он изучал социальную жизнь китайцев и монголов, их обычаи, фольклор, собирал предметы быта. В статье отмечены причины эмиграции В.А. Кормазова в США и его связи с представителями русского зарубежья И.И. Серебренниковым (Тяньцзинь) и А.С. Лукашкиным (Сан-Франциско). В Сиэтле В.А. Кормазов завершил работу над несколькими важными рукописями, наибольший интерес из которых представляет «Партизаны-хунхузы в Маньчжурии, Корее, Монголии и Китае».

Материалом для настоящего исследования послужили собрание В.А. Кормазова, хранящееся в Музее русской культуры (МРК) в Сан-Франциско, а также частные коллекции.

Учебная дисциплина по зарубежному страноведению и регионоведению в Китае: требования эпохи и национальная специфика

Дай Хуэй
Баженова Елена Степановна
Островский Андрей Владимирович

В статье дан обзор развития регионоведения и страноведения в КНР, выявлены коренные отличия этой дисциплины от зарубежного страноведения. Показано, как Китай осознает текущие внутренние и внешние реалии и каковы его ценностные ориентиры в отношениях с миром. Государственная аттестационная комиссия Госсовета КНР в 2022 г. включила регионоведение и страноведение в число дисциплин первого уровня, с тех пор в Китае ведется активная подготовка специалистов по международной проблематике. Стремительное развитие данной дисциплины, основами формирования которой являются «требования эпохи» и «национальная специфика», связано с углублением взаимодействия Китая с мировым сообществом, необходимостью охвата большего числа стран и регионов при разработке национальных стратегий и построении «сообщества судьбы человечества». Изучение зарубежных стран и регионов позволяет также Китаю создать собственную систему знаний о ситуации на международной арене. По мнению авторов, Китай и Россия обладают значительным потенциалом для сотрудничества в развитии китайского регионоведения и страноведения.