Проблемы Дальнего Востока №2, 2022 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №2, 2022 г. [электронная версия].

Содержание

Обращение Главного редактора

Поздравления журналу «Проблемы Дальнего Востока» в связи с 50‑летним юбилеем

Политика

Виноградов А.В. Евразийская ось Москва — Пекин: вызовы и уровни взаимодействия

Швыдко В.Г. Политика правительства Японии в сфере науки и инноваций

Мелконян Л.А. Подходы Японии к международному сотрудничеству в области кибербезопасности на примере АСЕАН

Экономика

Гамза Л.А. Цифровой Шёлковый путь Китая

Государство и общество

Асмолов К.В. Президентские выборы-2022 в Республике Корея

Журавлева Е.В. Китайский опыт продвижения норм и ценностей путем регулирования социальных медиа

Дискуссионная трибуна

Хань Шиин. Взгляды китайских и российских экспертов по вопросу создания военного союза между РФ и КНР

Природопользование

Ширгазина Э.Р. Гидроэнергетика Бутана: отрасль экономики и одна из основ внешней политики государства

Российский Дальний Восток

Бардаль А.Б. Экспорт транспортных услуг: Дальний Восток России

Военное строительство

Зорихин А.Г. Деятельность органов военной разведки Японии против СССР в 1922–1945 гг.

История

Казанцев А.Е. Антияпонская война и историческая политика КНР

Научная жизнь

Кудакаев Р.Ф. Ежегодная всероссийская научная конференция «Современное китайское государство»

Зуева А.Г., Поленова А.Л., Шкатов Д.Е. XXVI конференция корееведов России и стран СНГ «Современные проблемы Корейского полуострова»

Рецензии

Панов А.В. Рецензия на коллективную монографию: Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии со странами-соседями / под ред. Д.В. Стрельцова. М: издательство «Аспект Пресс», 2022. 336 с.

Памяти ученого

Памяти Александра Игоревича Салицкого


Евразийская ось Москва — Пекин: вызовы и уровни взаимодействия

Виноградов Андрей Владимирович

Российско-китайские отношения за последние 20 лет, прошедших после подписания Большого Договора в июне 2001 г., превратились в один из ключевых факторов мирового развития, а их значение в мировой политике, несмотря на активное противодействие Запада, неуклонно повышается. На всех уровнях взаимодействия — двустороннем, региональном и глобальном — они встречаются с серьезными вызовами, однако обоим государствам неизменно удается находить на них эффективные ответы. По мере обострения китайско-американского соперничества постоянно увеличивается роль России. Не только на уровне двусторонних экономических отношений, но и на глобальном страны демонстрируют взаимодополняемость, что позволяет им решать общие задачи по формированию нового международного порядка и противостоять давлению Запада. Пролонгация Договора не только подтвердила стратегический характер отношений, она открыла новые сферы взаимодействия, в т.ч. идеологического. В условиях углубляющихся противоречий, формирования новых блоков в Индо-Тихоокеанском регионе, направленных на сдерживание Китая, российско-китайское партнерство, не превращаясь в формальный союз, становится все более тесным. Данный вид согласованного и скоординированного взаимодействия крупных государств может быть описан понятием «ось».

Политика правительства Японии в сфере науки и инноваций

Швыдко Виталий Григорьевич

В Японии создана развитая инфраструктура государственной поддержки научных исследований, включая содействие исследовательской деятельности в частном секторе. Эта инфраструктура включает в себя правительственные органы, разрабатывающие и имплементирующие научно-техническую политику; институциализированную систему государственных планов и программ поддержки и финансирования исследований, а также учрежденные государством юридические лица, контролирующие процесс использования выделяемых на эти цели средств. Продолжением государственной инфраструктуры являются исследовательские и аналитические структуры и подразделения частного сектора, на долю которого приходится более 80 % совокупных расходов на НИОКР. Значительную роль в организации НИОКР играют университеты, включая создаваемые при них исследовательские центры и институты.

Юридической базой научно-технологической политики является рамочный Закон о науке, технологиях и инновациях. Цели и текущие задачи этой политики формулируются в пятилетних «базовых планах» их развития, а их видение актуализируется регулярно обновляемой правительственной «стратегией инноваций».

Частью институциональной инфраструктуры и одним из инструментов научно-технологической политики являются «сквозные» надведомственные программы поддержки перспективных исследований и инноваций. Другим новым инструментом, наряду с традиционным бюджетным финансированием учреждений науки и образования, является формирование благоприятной среды для исследователей: устранение межотраслевых и межведомственных барьеров для информации, формирование национальных баз данных и цифровых платформ для научной информации.

Философия и основная задача научно-технологической политики эволюционировали от фронтальной поддержки исследований с учетом государственных приоритетов к целенаправленному поиску и финансированию проектов, способных внести максимальный вклад в реализацию долгосрочных экономических и социальных целей. Стимулирование исследований и инноваций рассматривается в качестве ключевого звена реализации национальной стратегии развития и подчиненной ее целям экономической и социальной политики. При этом объектом поддержки называется не имеющая отраслевой привязки «способность вести исследования, раздвигающие границы знания и создающие новую стоимость» в виде новых продуктов и рынков. Главной проблемой системы стимулирования исследований и инноваций является дефицит надежных объективных критериев и методов оценки эффективности финансовой и организационной поддержки, качества формируемой среды для этих видов деятельности.

Подходы Японии к международному сотрудничеству в области кибербезопасности на примере АСЕАН

Мелконян Лусине Арменовна

В статье проанализированы основные подходы японского государства к решению проблем в области кибербезопасности путем выработки соответствующих стратегий и программ, углубления международного сотрудничества для противостояния угрозам киберпреступности и информационной безопасности. Рассмотрены эволюция национальных стратегий и международных соглашений в области кибербезопасности и динамика развития подходов к ключевым вопросам политики информационной безопасности.

В связи с ростом злонамеренного использования киберпространства международными террористами и киберпреступниками в деструктивных целях проблема объединения международных усилий в борьбе с кибератаками на критическую информационную инфраструктуру (далее — КИИ) приобретает особую актуальность. Япония и ранее подвергалась кибератакам на государственном уровне, однако за последнее десятилетие угрозы в адрес институтов государственной власти приобретают более масштабный и тревожный характер. В целях защиты персональных данных и интеллектуальной собственности Япония укрепляет свой оборонный потенциал, расширяя возможности государственных учреждений и Сил самообороны.

Международное сотрудничество Японии в области кибербезопасности рассмотрено на примере АСЕАН, в том числе в рамках соглашения о ВРЭП, с точки зрения не только географической близости со странами ассоциации и наличия тесных экономических связей с ними, но также с учетом эффективного взаимодействия и насыщенных контактов на высшем и высоком уровнях в области кибербезопасности в качестве страны-участницы ВПСТТП.

Автор сравнивает подходы ВРЭП и ВПСТТП к вопросам кибербезопасности и информационного суверенитета, выявляя основные противоречия между участниками этих многосторонних инициатив, объединяющих ключевых игроков АТР, одним из которых является Япония.

Цифровой Шёлковый путь Китая

Гамза Леонид Анатольевич

Статья посвящена анализу развития технологий Китая как основного стратегического компонента политики реформ и формирования на этой основе новой модели развития страны. Рассмотрены состояние и структура цифровой экономики Китая и главные направления ее развития в новую эпоху. На примере мирового лидера в области передовых информационно-коммуникационных технологий глобальной транснациональной компании (ТНК) Huawei показаны состояние, динамика и перспективы продвижения китайских технологий в мире в формате строительства проекта «Цифрового Шёлкового пути» (ЦШП). На примере отдельных стран и регионов рассмотрены состояние и особенности формирования региональных блоков Цифрового Шёлкового пути. Подчеркнуто, что в условиях пандемии, нарастающего ужесточения американских санкций и фактической блокады рынка США, ядром и основой формирования ЦШП стала цифровая экономика Китая. Динамично развивается в этом направлении близкий к Китаю региональный блок ЮВА. Значительным потенциалом сотрудничества обладают страны Ближнего Востока и Латинской Америки. Несмотря на санкции, определенные возможности и перспективы сохраняются в Европе. Важным стратегическим активом строительства ЦШП становится Африка. Отдельно проанализированы состояние сотрудничества КНР и России в области информационно-коммуникационных технологий в условиях западных санкций, а также возможности формирования на этой основе российско-китайского Единого цифрового сообщества (ЕЦС) с перспективой его перерастания в Единое евразийское цифровое пространство (ЕАЦС). В заключении делается вывод о том, что Китай продолжит активное строительство глобального ЦШП на основе продвижения китайских технологий на мировые рынки в ходе реализации целей и задач 14‑й пятилетки.

Президентские выборы-2022 в Республике Корея

Асмолов Константин Валерианович

Президентская гонка 2022 г. разворачивалась на фоне непростого наследия действующего президента Мун Чжэ Ина между кандидатом от правящей Демократической партии Ли Чжэ Мёном и представителем консерваторов, бывшим генеральным прокурором РК Юн Сок Ёлем. Каждый из лагерей представлял человек, не являющийся типичным представителем своего лагеря и имеющий непростые отношения с «ядром партии». Ли — представитель внутрипартийной оппозиции, не являющийся преемником Муна. Юн — оказался в консервативном лагере после конфликта с Голубым домом в рамках логики фракционной борьбы и отсутствия в политике РК третьей силы. Ли называли корейским Берни Сандерсом из-за обещания безусловного базового дохода и иных социальных программ, во внешней политике он обещал продолжить межкорейское сближение. Юн вынужденно отражал консервативный дискурс и выступал за более жесткую политику в отношении КНДР, союз с США и восстановление отношений с Японией.

Выборы оказались рекордными по объёму популистских обещаний и черного пиара в отношении кандидатов и их семей. Это привело к специфической ситуации, когда накануне выборов оба кандидата обладали высоким антирейтингом, а итоговый разрыв между ними составил менее одного процента. В такой ситуации победившему Юн Сок Ёлю предстоит столкнуться с расколом общества, демократами, контролирующими парламент, и необходимостью укрепить единство партии на фоне непростой международной обстановки и внутренних проблем.

Китайский опыт продвижения норм и ценностей путем регулирования социальных медиа

Журавлева Евгения Владимировна

С начала пандемии COVID-19 и применения практики локдаунов для предотвращения новых вспышек заболеваемости во многих странах стало активнее использоваться интернет-пространство, дополнительный толчок к развитию получили различные информационные технологии, сервисы, заметно повысилась роль блогеров в создании и продвижении новостного, образовательного и life-style контента. КНР не стала исключением: начиная с 2005 г. блоггинг в стране активно развивается параллельно с системой цензурирования и модерирования контента.

В рамках данного исследования автор на примере китайских лидеров мнений (инфлюенсеров) в интернет-пространстве анализирует регулирование социальных медиа в контексте продвижения определенных норм и ценностей. В работе выделяются и рассматриваются основные факторы (технологический и экономический), влияющие на развитие блогосферы в Китае, определяются ведущие блогеры на наиболее популярных платформах, анализируются основные нормативные акты и нарушения со стороны лидеров мнений, а также технологические инновации в регулировании социальных медиа.

Целью исследования является выявление роли инфлюенсеров в КНР в процессе продвижения норм и ценностей и особенностей регулирования социальных медиа. В качестве основных ценностных ориентиров рассматриваются «сердцевинные социалистические ценностные воззрения», провозглашенные в 2012 г., а возможность ретрансляции данных установок опирается на теорию двухступенчатого потока информации Э. Каца, где первичным потоком информации выступает, по мнению автора, государство или СМИ, а лидером общественного мнения — ведущие блогеры.

В результате автор приходит к выводу, что в ходе директивного регулирования социальных медиа прослеживается продвижение определенных ценностных ориентиров в несколько расширенной версии, включая визуальное содержание контента. Продвигаются преимущественно общественные и индивидуальные ценности, а также внедряются инновационные технологии, позволяющие косвенно влиять на формирование общественного мнения.

Взгляды китайских и российских экспертов по вопросу создания военного союза между РФ и КНР

Хань Шиин

По мере углубления военного сотрудничества между Китаем и Россией в научной среде было проведено много различных дискуссий относительно возможности формирования военного союза двух стран. Большинство ученых считают, что в настоящее время сохранение партнерства является наилучшим выбором. Однако суть и детали дискуссий сильно различаются.

До 2012 г. не обсуждалась даже сама возможность создания военного союза. Большинство китайских ученых утверждало, что Китай твердо придерживается политики неприсоединения. В период с 2012 по 2014 г. в стране развернулась большая дискуссия о возможности заключения военного союза между двумя странами. С точки зрения соблюдения национальных интересов и поддержания безопасности большая часть научного сообщества КНР выступала за политику неприсоединения, но некоторые ученые полагали, что такой союз позволит получить дополнительные преимущества в противостоянии с США, ведении внешней политики и влиянии на деятельность ООН. Однако после выступления Си Цзиньпина в 2015 г. китайские ученые вновь сделали выбор в пользу политики неприсоединения в российско-китайских отношениях. В свою очередь, российские ученые — сторонники политики неприсоединения не исключают возможности активизации процессов по созданию военного союза в случае необходимости.

Это в основном связано с различием в стилях проведения внешней политики двух стран и их восприятии понятия союза. Китай развивает дружбу и партнерские отношения с различными странам, придерживаясь политики неприсоединения. Хотя Россия также ведет независимую и прагматичную внешнюю политику, у нее есть союзники. Это более привычная модель поведения для РФ. В прошлом Россия и Китай трижды заключали союз. Однако каждый раз союз России и Китая в конце концов распадался, что препятствует долгосрочному сотрудничеству и развитию двусторонних отношений. Согласно проведенным исследованиям ученых двух стран, всеобъемлющее стратегическое партнерство без заключения союза является наилучшим выбором для развития российско-китайских отношений.

Гидроэнергетика Бутана: отрасль экономики и одна из основ внешней политики государства

Ширгазина Эльза Рифовна

Небольшое гималайское Королевство Бутан, расположенное в Южной Азии между Индией и Китаем, ограничено в выборе средств и ресурсов для развития. Оптимальным с точки зрения эксплуатации природным ресурсом является система горных рек и получаемая от них энергия. Вместе с тем сектор гидроэнергетики Бутана в своем развитии сталкивается с целым рядом проблем, среди которых основными являются: техническая сложность реализации проектов, долговое бремя страны, неблагоприятное воздействие ГЭС на дикую природу в Королевстве, глубокая зависимость от решений Индии и ограниченность альтернатив для партнерства в отрасли. В материале на основе комплексного подхода автор исследует имеющиеся в распоряжении страны природные ресурсы, особенности их использования Бутаном, проводит анализ гидроэнергетических объектов, реализованных в Королевстве, а также находящихся на разных стадиях строительства. В статье также проделана работа по исследованию национальных нормативно-правовых и структурных основ организации настоящего сектора экономики в малом государстве. На основе актуальных данных определяется значение гидроэнергетики во внешней торговле и в обеспечении благосостояния гималайской страны, изучены условия и основные схемы реализации проектов, источники финансирования энергетических инициатив. Также рассмотрена роль, которую играет гидроэнергетическая отрасль Бутана в формировании его внешнеполитического курса. Гидроэнергетика не только дала импульс для роста экономики Королевства, но и определила долгосрочные перспективы развития страны.

Экспорт транспортных услуг: Дальний Восток России

Бардаль Анна Борисовна

В статье проанализирована динамика ключевых составляющих экспорта транспортных услуг на национальном и региональном уровнях. Показано, что, несмотря на негативное влияние ограничений при распространении пандемии в 2019–2020 гг., происходит рост показателя экспорта транспортных услуг РФ за счет повышения доходов от грузовых перевозок. Региональный срез представлен на примере Дальнего Востока России. На уровне макрорегиона доля транспорта в общем показателе экспорта услуг значительно (в 1,8 раз) выше среднероссийского показателя. Основной вклад в формирование показателя макрорегиона вносит Приморский край (7,5 %), где расположены ключевые морские порты Тихоокеанского побережья.

Для Дальнего Востока представлены три направления развития экспорта транспортных услуг: 1) обслуживание экспортно-импортных потоков за пределами национальной территории; 2) транзитные перевозки; 3) участие в международном рынке транспортных услуг. По каждому из перспективных направлений приведены оценки возможностей роста и ограничения. С применением методов сравнительного анализа аргументировано, что наиболее перспективным с точки зрения увеличения экспорта транспортных услуг является обслуживание грузопотоков национальной экономики. В том числе перспективы ДФО связаны с реализацией проекта «Северный морской транспортный коридор», формированием системы опорных морских портов для арктических маршрутов на территории макрорегиона. Показано, что транзитные перевозки не будут играть значимой роли для роста экспорта транспортных услуг Дальнего Востока. Выявлено негативное влияние на конкурентоспособность российских участков международных транспортных коридоров инфраструктурных и экономических факторов. Аргументированы ограничения прямого участия транспортного комплекса ДФО в международном рынке, определяющиеся особенностями сложившейся структуры экономики и недостаточным развитием элементов транспортного комплекса. Результаты исследования могут служить основой для разработки мероприятий по развитию экспорта транспортных услуг.

Деятельность органов военной разведки Японии против СССР в 1922–1945 гг.

Зорихин Александр Геннадьевич

Военная разведка Японии ведет непрерывную работу по всему миру начиная с 1871 г., и Россия неизменно остается одной из главных ее целей. После завершения интервенции в 1922 г. японское правительство взяло курс на нормализацию отношений с нашей страной, в связи с чем разведывательные органы империи отслеживали мероприятия советского руководства по укреплению оборонно-экономического потенциала государства и реализации задач внешней политики на Дальнем Востоке, не проводя подрывных акций. Органам госбезопасности СССР удалось наладить передачу военной разведке Японии как центральному разведывательному органу империи, завышенных данных о состоянии Красной армии, поэтому в 1923–1931 гг. военное планирование Токио в отношении нашей страны носило оборонительный характер.

После захвата Маньчжурии в 1932 г. Япония столкнулась с наращиванием Советским Союзом своей группировки войск за Байкалом, расценивая этот факт как подготовку к вторжению в Северо-Восточный Китай. Японская разведка активизировала деятельность по сбору информации о намерениях советского руководства и занялась в 1937–1938 гг. организацией диверсионного аппарата на случай войны с СССР, однако встречные мероприятия советских органов госбезопасности сковали работу спецслужб империи в нашей стране.

После поражения на р. Халхин-Гол (1939) военно-политическое руководство Японии провело коренную реорганизацию органов военной разведки, укрепив их кадрово и сделав ставку на сбор информации техническими средствами. Благодаря поступавшим от зарубежного разведаппарата сведениям, правительство империи летом — осенью 1941 г. пришло к выводу о нецелесообразности нападения на Советский Союз. Вступление СССР в войну против милитаристской Японии в 1945 г. подвело черту под деятельностью военной разведки империи и стало прологом к ее переходу под контроль США.

Антияпонская война и историческая политика КНР

Казанцев Артём Евгеньевич

Статья посвящена влиянию китайско-японской войны (1937–1945 гг.) на историческую политику Китайской Народной Республики. Многие события этой войны, в частности Нанкинская резня, а также вопрос «женщин для утешения» стали важной частью коллективной памяти китайского народа. Правительство современного Китая использует память о событиях исторического прошлого для конструирования исторической политики, в целях консолидации нации и для оказания давления на международной арене. Однако память о событиях военного прошлого не является однородной. Она изменяется в соответствии с целями государственной политики. Для их достижения государственная власть стремится придать памяти о китайско-японской войне идеологическое содержание. Так в разные периоды существования КНР историческая политика выстраивалась различным образом. Тем не менее, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование политики памяти в КНР, является так называемое «ритуальное мышление». По этой причине историческая эволюция образа антияпонской войны в китайской политике памяти, ее влияние на современные китайско-японские отношения, а главное, роль особенностей китайского мировоззрения и культуры в исторической политике КНР нуждаются в пристальном изучении. В данной статье предпринята попытка (1) провести анализ формирования и трансформации памяти об антияпонской войне в исторической политике КНР, (2) выявить влияние культурных особенностей, таких как «ритуальное мышление», на историческую политику КНР, а также (3) определить влияние исторической политики Китая на состояние современных отношений между Китайской Народной Республикой и Японией.