Проблемы Дальнего Востока №4, 2022 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №4, 2022 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Виноградов А.В., Трощинский П.В. Заключительная сессия ВСНП 13-го созыва и некоторые итоги государственного строительства за 10 лет

Экономика

Бони Л.Д. Основная экономическая система социализма и рынок в Китае

Кашин В.Б., Янькова А.Д. Приграничное сотрудничество между Россией и Китаем: глубинные препятствия развития

Гордиенко Д.В. Торгово-экономическое сотрудничество Китая со странами мира и Россией в 14-й пятилетке (2021–2025 гг.)

Макеева С.Б. Региональное развитие провинции Ляонин и партнерское сотрудничество с Россией (1990-е гг. — настоящее время)

Российское китаеведение

Шабалин В.И. От юбилея к юбилею (Письмо в редакцию)

Военное строительство

Горбачев Б.Н. Особенности обеспечения безопасности на Олимпийских играх в Пекине в 2008 и 2022 гг.

История

Курмызов А.А. К вопросу об идейных истоках общественно-политических взглядов Пак Чон Хи (1961–1979)

Сунь Ичжи. Советский Союз и шанхайское Движение 30 мая

Философия

Малявин В.В. «Конфигурации силы» (ши) в культурной традиции Китая (на примере боевых искусств)

Культура

Завьялова О.И. Языковая политика в Китае: новейшие полевые исследования

Галимзянова А.К., Потапов Ю.Б. Роль и место культуры в китайско-иранских отношениях

Научная жизнь

Блажкина А.Ю., Коробова А.Н. Международная научная конференция «Китай и Восточная Азия философия, литература, культура»

Юбилей ученого

Юбилей Виктора Лаврентьевича Ларина

Юбилей Дмитрия Анатольевича Смирнова

Юбилей Андрея Львовича Федорина.


Заключительная сессия ВСНП 13-го созыва и некоторые итоги государственного строительства за 10 лет

Виноградов Андрей Владимирович
Трощинский Павел Владимирович

В статье рассматриваются вопросы государственно-правового и социально-экономического развития Китайской Народной Республики в 2021 г., а также анализируются некоторые тенденции государственного строительства в КНР за последние 10 лет. На основании докладов, представленных на пятой, заключительной сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва (март 2022 г.), приводятся основные показатели работы в 2021 г. Государственного совета, Постоянного комитета ВСНП, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры. Принятые законы свидетельствуют об усилении роли государства в общественной и экономической жизни, а также о внимании китайского законодателя к правовому обеспечению суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене в условиях санкций и усиления конфронтации с Западом.

Основная экономическая система социализма и рынок в Китае

Бони Людмила Дмитриевна

Признание китайской наукой права существования товарного хозяйства в условиях плановой экономики и возможности развития рынка в условиях социализма стало важнейшим прорывом в истории марксизма. Соединение социализма с рынком положило начало формированию в КНР системы социалистической рыночной экономики, развитию многоукладной хозяйственной системы. А принцип «общественная форма собственности как основа при совместном развитии экономик многих форм собственности» был назван основной экономической системой страны на начальном этапе развития социализма. Сегодня его официально называют одним из важнейших преимуществ системы социализма с китайской спецификой. Именно это преимущество, считают в Китае, позволило обеспечить высокие темпы роста экономики и вывести страну в разряд ведущих мировых экономик. Но эта специфика и преимущество социализма с китайской спецификой способны проявляться и реализоваться лишь в определенной системе координат, а именно — в рамках основной системы государственного управления, в которой за управление развитием экономики страны на институциональном уровне отвечает основная экономическая система.

В 2019 г., согласно решению 4-го пленума ЦК КПК 19-го созыва, статус системы социалистической рыночной экономики был повышен: она вошла в структуру основной экономической системы, став ее неотъемлемой частью. В своем новом институциональном положении в рамках этой системы рынок призван стать основным драйвером реализации стратегии высококачественного развития экономики и ее модернизации.

Приграничное сотрудничество между Россией и Китаем: глубинные препятствия развития

Кашин Василий Борисович
Янькова Александра Дмитриевна

Приграничное сотрудничество между Россией и Китаем является не только важной частью двустороннего взаимодействия, но и стимулом для ускоренного развития приграничных территорий. Изучение его результатов за последние 30 лет позволяет отследить институциональные изменения обеих стран, а также общую динамику их внешнеторговой и инвестиционной активности. Главной особенностью нынешнего состояния российско-китайского приграничного сотрудничества является постепенное угасание интереса к нему с обеих сторон, что противоречит растущему числу государственных программ, рамочных соглашений и инициатив, имеющих серьезную политическую поддержку. Китай все более сдержанно оценивает транзитные выгоды и перспективы производственной кооперации на локальном уровне ввиду малой емкости рынка российского Дальнего Востока и его инфраструктурной неразвитости. Обе страны демонстрируют недоверие, двухсторонние проекты приобретают все более рассогласованный характер, их реализация затягивается, а ее результаты противоречат возложенным на них ожиданиям. Чтобы понять причины такого дисбаланса, в статье последовательно анализируются основные измерения и показатели российско-китайского приграничного сотрудничества, особенности существующей на данный момент нормативно-правовой базы и институциональной основы, а также результаты реализации ряда государственных программ и крупных двухсторонних проектов. На примере успешных и неудачных кейсов предпринимается попытка выявить препятствия на пути развития межрегионального сотрудничества на разных уровнях, включая такие глубинные проблемы, как сопротивление местных элит и недооценка реальных внешнеэкономических особенностей и возможностей регионов, и сравнить их с проблемами, выделяемыми китайскими экспертами.

Торгово-экономическое сотрудничество Китая со странами мира и Россией в 14‑й пятилетке (2021–2025 гг.)

Гордиенко Дмитрий Владимирович

В статье анализируются тенденции торгово-экономического сотрудничества Китайской Народной Республики в 14‑й пятилетке (2021–2025 гг.). Китай является мировым лидером внешней торговли. В 2021 г. объем товарооборота КНР в долларовом исчислении увеличился на 30 % и достиг 6,05 трлн долл., включая экспорт 3,36 трлн долл. и импорт 2,69 трлн долл. По данным Главного таможенного управления (ГТУ) Китая в 2021 г. объем торговли в юанях увеличился на 21,4 % в годовом исчислении — до 39,1 трлн юаней, при этом экспорт вырос на 21,2 % — до 21,73 трлн юаней, а импорт на 21,5 % — до 17,37 трлн юаней.

Одновременно, по данным ГТУ КНР, в 2021 г. российско-китайский товарооборот вырос относительно 2020 г. на 35,8 % — до 146,89 млрд долл. Санкционная борьба с Западом обусловливает возможность интенсификации процесса поворота России на Восток и углубления торгово-экономических связей с Китаем. Результаты анализа торгово-экономического сотрудничества Китая со странами мира и Россией позволяют предположить, что наращивание объемов внешней торговли является необходимым условием социально-экономического развития Китая. Приоритет обеспечения роста внешней торговли КНР со станами мира и Россией превалирует во внешней политике страны, делая ее более прагматичной и гибкой в условиях санкционной борьбы с США и поддержки стратегических партнеров.

Региональное развитие провинции Ляонин и партнерское сотрудничество с Россией (1990‑е гг. — настоящее время)

Макеева Светлана Борисовна

Реализация планов региональных преобразований на территории провинции Ляонин направлена на создание центра цифрового интеллектуального производства, области всестороннего возрождения в Северо-Восточном Китае, международного судоходного центра в Северо-Восточной Азии и зоны сотрудничества в области морского экономического развития. Особое внимание уделяется системе межрегионального взаимодействия с российскими регионами. Современное развитие провинции Ляонин во взаимодействии с регионами мира выстраивается на основе реализации глобального проекта Нового Шёлкового пути — инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Географические преимущества провинции, развитая инфраструктура, наличие множества портов (Цзиньчжоу, Даньдун, Далянь, Инкоу) и развитая сеть железных дорог — все это создает серьезные преимущества провинции Ляонин перед другими регионами Китая. Китайская сторона заинтересована вывести диалог с регионами-побратимами России из разряда гуманитарного сотрудничества в систему многовекторного партнерского взаимодействия. За провинцией Ляонин в качестве побратимских партнеров были закреплены Новосибирская и Иркутская области, сотрудничество с которыми с начала 1990‑х гг. развивалось по различным направлениям. Накопленный за последние десятилетия опыт межрегионального побратимского, партнерского сотрудничества между провинцией Ляонин и Иркутской, Новосибирской областями может служить основой для дальнейшего взаимодействия по линии Ляонин — российские регионы. Перспективными направлениями для межрегионального сотрудничества провинции Ляонин с Россией выступает деятельность по расширению прямых иностранных инвестиций в энергопроизводящие регионы, такие как Сибирь; реформирование и совершенствование зон свободной торговли в провинции Ляонин, ориентированных на сотрудничество с Россией; регулярное общение с представителями администрации российских регионов на информационных платформах «Один пояс, один путь»; укрепление технического и культурного обмена между предприятиями провинции Ляонин и предприятиями российских регионов.

От юбилея к юбилею (Письмо в редакцию)

Шабалин Вадим Иванович

Особенности обеспечения безопасности на Олимпийских играх в Пекине в 2008 и 2022 гг.

Горбачев Борис Николаевич

Статья посвящена сравнительному анализу работы обеспечения безопасности XXIX летних Олимпийских игр 2008 г. и XXIV зимних Олимпийских игр 2022 г., проведенных в Китае. На Играх-2008 основная угроза исходила от международного и внутреннего терроризма, поэтому для защиты Олимпиады привлекались значительные силы армии и полиции. Было задействовано много различного вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств обнаружения радиоактивных, химических, взрывчатых и других опасных веществ. Роль военных и других силовых структур в охране Олимпиады широко освещалась в китайских СМИ, чтобы предупредить активность потенциальных террористов. Основной угрозой для Игр-2022 являлась пандемия COVID-19, что выдвинуло на первый план противоэпидемическую работу. В этих условиях организация безопасности Олимпийских игр потребовала иных подходов, хотя был учтен и опыт Олимпиады-2020, проведенной в 2021 г. в Токио. Использовались такие принципы профилактики пандемии, как упрощенное управление соревнованиями, вакцинация, управление «замкнутым контуром», эффективная утилизация, интеграция профилактики и контроля, единое планирование и всесторонний учет. В сложном и разноплановом процессе обеспечения безопасности Олимпиад в Китае в 2008 и 2022 гг. было много общего (создание единых координирующих органов безопасности, применение зарубежного опыта, сотрудничество с иностранными спецслужбами, использование специальных технических средств). Безопасность стала основной предпосылкой и важной гарантией успешного проведения Олимпиад в Китае как в 2008, так и 2022 гг.

К вопросу об идейных истоках общественно-политических взглядов Пак Чон Хи (1961–1979)

Курмызов Александр Александрович

Статья посвящена анализу источников идей президента Южной Кореи Пак Чон Хи в 1960–1970‑х гг. Пак Чон Хи руководил модернизацией Южной Кореи и стремился к созданию государственной идеологии, обосновывавшей его политический курс. Эволюция идеологии была обусловлена не только ситуацией на Корейском полуострове, но и личными взглядами Пака. Его политические взгляды оказывали большое влияние на принятие важных политических решений. В статье выявлены основные корни взглядов Пак Чон Хи. Нами проанализировано влияние конфуцианства, идей и опыта Японии эпохи Мэйдзи, политики японского милитаризма и северокорейской идеологии чучхе на Пак Чон Хи. Мировоззрение Пака не было монолитным, а состояло из различных идей и влияний. Его представления о государстве и обществе испытывали влияние конфуцианских концепций. Пак, будучи офицером, получившим японское военное образование, испытывал глубокое влияние японского колониального и милитаристского наследия. Он позаимствовал многие лозунги и аспекты экономической политики у Японии. Сравнивая себя с модернизаторами Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912), Пак Чон Хи в то же время оставался корейским националистом. Он стремился к построению развитого в экономическом и военном отношении государства во главе с сильным лидером. В 1972 г. Пак превратил свой мягкий авторитарный режим в неограниченную диктатуру (Юсин). Его идеал государства имел много схожих черт с режимом Ким Ир Сена в Северной Корее.

Советский Союз и шанхайское Движение 30 мая

Сунь Ичжи

Статья посвящена анализу степени участия центральной и местных советских властей в подготовке и ходе Движения 30 мая, финансовой помощи китайским стачечникам, а также исследованию разведывательной деятельности СССР в Шанхае в этот период. До 30 мая 1925 г. центральные органы СССР и РКП(б) не были инициаторами Движения. Крупнейшее рабочее движение в Шанхае произошло стихийно и не было подконтрольно Коминтерну или Политбюро. Тем не менее нельзя полностью отрицать того факта, что со стороны консульства СССР предпринимались попытки организовывать и контролировать Движение уже в первые дни стачки, поскольку документально подтверждено, что практические действия советских агентов начались еще до того, как Политбюро заинтересовалось шанхайскими событиями. ВЦСПС от лица советской власти оказывал легальную поддержку забастовщиков. Приезд делегации советских профсоюзов в Шанхай был открытым и не содержал элементов секретной дипломатии. В рамках осуществления «секретной политики» для руководства Движением через КПК в Шанхай был направлен Г.Н. Войтинский. Во время Движения 30 мая советская разведка должна была работать в усиленном режиме. Однако в материалах полиции содержатся упоминания о действиях советских шпионов только в начале Движения. Объясняется это тем, что в июле и августе внимание полиции целиком было сосредоточено на так называемом деле Доссера, масштаб которого существенно преувеличила шанхайская пресса и Муниципалитет Международного сеттльмента — дело, по сути, было раздуто. Тем не менее не стоит переоценивать влияние советской власти на Движение 30 мая. По большому счету Советы могли контролировать через КПК и Генеральный профсоюз лишь рабочую и частично студенческую часть забастовок. Лидирующую роль в Движении 30 мая играли все-таки крупные коммерсанты, а не Политбюро и Коминтерн.

«Конфигурации силы» (ши) в культурной традиции Китая (на примере боевых искусств)

Малявин Владимир Вячеславович

В статье на материале не изучавшихся ранее текстов XVI-XVIII вв. анализируется содержание одного из самых важных и оригинальных понятий боевых искусств и всей традиционной культуры Китая «конфигурация силы» ши (势). Ввиду отсутствия даже отдаленных аналогов данного термина в философии и культуре Запада он переводится на западные языки по-разному: «конфигурационная динамика», «потенциал ситуации», «эффективное движение», «сила вещей» и т.д. Как показывает автор, понятие ши относилось одновременно к объективной и субъективной реальности, имело как материальное, так и духовные измерения и мыслилось как средство достижения главной цели человеческой деятельности в китайской традиции: «восполнению работы Небес» и реализации «согласного единства человека и Неба». Сила, генерируемая в ее конфигурациях, вошедших в культурную традицию, проистекала из превращений психосоматической субстанции организма, именуемой ци ( 气 ). Соответственно, практика «питания» (养) или «закаливания» (炼) этой энергии жизни была обязательным условием обретения силы в ее различных конфигурациях. Данную силу принято называть «внутренней» или «духовной». Усвоение этой силы перемен требовало одухотворения восприятия, способности осознавать мельчайшие «импульсы» жизненного динамизма и, как следствие, предвосхищать течение событий. Такое действенное знание соответствовало природе живого тела как акта самосокрытия, длящейся сокровенности. Невозможность объективировать «конфигурацию силы» предопределило ее разложение на субъективную волю и внешние формы. В современном Китае комплексы «конфигураций силы» превратились фактически в элементы физкультуры и хореографии. Традиционное понимание этой практики сохранилось в рамках малочисленных замкнутых школ.

Языковая политика в Китае: новейшие полевые исследования

Завьялова Ольга Исааковна

Официальный список народов КНР, разработка которого была начата в 1950‑е гг. и завершена в 1979 г., включал и по-прежнему включает 56 народов, говорящих в общей сложности на 54 языках. Масштабные полевые исследования последних лет свидетельствуют о том, что этническая и языковая картина страны на самом деле гораздо сложнее и многообразнее, чем это представлялось до конца 1970‑х гг. Китай остается одним из самых разнообразных в языковом отношении государств мира, но многими языками малых народов и разновидностями китайских диалектов — как известными ранее, так и недавно открытыми — владеют уже несколько тысяч, несколько десятков или всего несколько местных жителей старшего поколения. Важнейшая задача, поставленная китайским государством перед лингвистами, — дальнейшее изучение с сохранением на электронных носителях многочисленных языков малых народов, любых китайских диалектов и с недавнего времени образцов местной духовной и материальной культуры. В 2015–2019 гг. была осуществлена масштабная «Программа сохранения языковых ресурсов Китая». Собранные в ходе полевых исследований материалы, в том числе по исчезающим языковым разновидностям, представлены в многочисленных публикациях и использованы при создании уникальной онлайновой платформы, доступной как лингвистам, так и частично обычным пользователям интернета. Очередной этап изучения и сохранения лингвокультурного наследия Китая инициирован государством в 2020 г. Документ, полностью посвященный языковым проблемам и языковой политике, опубликован канцелярией Госсовета КНР в 2021 г.

Роль и место культуры в китайско-иранских отношениях

Галимзянова Альбина Каримовна
Потапов Юрий Борисович

В эпоху глобализации культура стала важным показателем совокупной мощи государства, а также начала выступать важным фактором взаимоотношений между акторами международной политики. В ходе исследования автор рассматривает интересы Китая и Германии в Африке.Китай и Иран являются родиной древних восточных цивилизаций и имеют богатую историю культурных обменов, которые сегодня составляют фундамент взаимодействия между двумя странами.

2021 г. стал важной вехой в истории китайско-иранских отношений. Страны отметили 50-летие установления дипломатических отношений и подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве на 25 лет. История сотрудничества в области культуры между Китаем и Ираном уходит вглубь веков, во времена династии Хань, когда китайский путешественник Чжан Цянь открыл Великий шелковый путь, ставший важным каналом связи между народами Китая и Ирана. Через Шелковый путь в Китай попали иранские деликатесы, а Китай познакомил иранцев с чаем. В настоящее время «Один пояс, один путь» является не только формой экономического и торгового сотрудничества, но и средством культурного обмена. Сегодня китайско-иранские отношения в области культуры представляют собой динамично развивающийся процесс. Функционируют несколько механизмов культурного сотрудничества, среди которых можно выделить Ежегодное собрание Ассоциации китайско-иранской дружбы и Китайско-иранский культурный диалог. Страны тесно сотрудничают по линии женских и других общественных и политических организаций, взаимодействуют в области кинематографа, молодежных обменов, а также занимаются популяризацией и преподаванием персидского языка в Китае и китайского языка в Иране.