Проблемы Дальнего Востока №5, 2022 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №5, 2022 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Асмолов К.В., Захарова Л.В. Борьба с коронавирусом по-чучхейски: модель 2022

Сун Чжихао. «Рассказывать о Китае»

Е Янься. «Политика великой державы» Синдзо Абэ

Экономика

Егоров Н.Е. Взаимосвязь инновационного развития и качества жизни стран Азиатско-Тихоокеанского региона и субъектов Дальнего Востока

Полянская Н.М., Колесняк А.А. Некоторые итоги продовольственной стратегии России, Китая и Японии

Шишикин В.Г. Деятельность компании «Шелл» в Китае в 1950–1990-х гг.

Государство и общество

Старшинов А.С. Сегехва и идеологические изменения в Республике Корея (1993–1998)

Российский Дальний Восток

Батомункуев В.С., Зангеева Н.Р., Аюшеева В.Г. Геодемографические аспекты анализа развития в регионах азиатской части России

Военное строительство

Каменнов П.Б. Военно-гражданская интеграция в КНР на современном этапе: достижения и проблемы

История

Сотникова И.Н. ВКП(б) и политическая ситуация в Китае после роспуска Коминтерна

Наземцева Е.Н. «Закат» имперской и «восход» советской дипломатии в провинции Синьцзян: консульства бывшей Российской империи и «советские консулы» в 1917–1920 гг.

Аурилене Е.Е., Тужилин С.В. «За освобождением Азии придет освобождение России». Российская эмиграция в Маньчжоу-диго (1941–1945)

Лебедев В.В. Земельная реформа 1946 года в Северной Корее и советская военная администрация

Рецензии

Портяков В.Я. Рецензия на книгу: А.С. Селищев, Н.А. Селищев. Экономика Китая: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2021. 406 с.

Трощинский П.В. Рецензия на монографию: Бюджетные системы России и Китая: вопросы правового регулирования / А.А. Трофимов. Москва: Инфра-М, 2022. 215 с. ISBN 978–5–16–017244–6

Юбилей ученого

Юбилей Чрезвычайного и Полномочного Посла Андрея Ивановича Денисова.


Борьба с коронавирусом по-чучхейски: модель 2022

Асмолов Константин Валерианович
Захарова Людмила Владимировна

В начале пандемии многие оппоненты Северной Кореи высказывали мнение о том, что руководство страны не справится с возможной вспышкой высоко заразной инфекции, а ее последствия могут привести к коллапсу существующей системы власти в КНДР. Однако северным корейцам удалось продержаться более двух лет, не допустив массового распространения в стране первых, более летальных штаммов коронавируса. О первой вспышке COVID-19 в КНДР было официально объявлено в мае 2022 г., а уже 10 августа была провозглашена достигнутая в масштабах страны победа. Зарубежные прогнозы о «неминуемом скором коллапсе режима» вновь оказались несостоятельными.

В статье рассматривается стратегия руководства КНДР по недопущению проникновения вируса из-за рубежа. Оценив сильные и слабые стороны своей страны, руководство КНДР сделало рациональный выбор в пользу максимальной изоляции населения от внешних контактов с соблюдением жестких противоэпидемических мер, изучения специфики новой инфекции и опыта других стран по борьбе с ней, а также ожидания, пока пандемия пойдет на спад. Также изучены меры, предпринятые властями для максимально быстрой нейтрализации возникшей весной 2022 г. коронавирусной вспышки. Руководство страны адекватно оценило масштабы угрозы и сформировало стратегию на основе специфики административной и здравоохранительной систем, грамотно распределив ограниченные силы и ресурсы. Открытое информирование населения о ходе борьбы с заболеванием и личное участие высшего руководителя в противоэпидемической деятельности продемонстрировало населению, что государство его не бросает. Победа не сопровождалась «крахом экономики» или избыточной нагрузкой на систему здравоохранения.

«Рассказывать о Китае»

Сун Чжихао

За последние годы Китай существенно повысил свою роль в решении международных проблем. Это нашло отражение в нынешнем внешнеполитическом курсе Китая: «упорно работать, чтобы добиться успеха» (奋发有为). Идеи председателя Си Цзиньпина о «беспрецедентных изменениях, которых не встречалось за сотни лет», ставят перед китайскими дипломатами, политиками и исследователями новые темы для дискуссии: «Какую позицию в мире должен занять Китай?», «Как можно эффективно решить сложные международные вопросы?» и др. Делясь своим опытом с другими странами, в сложившейся международной обстановке КНР демонстрирует не только ответственность, свойственную крупной державе, но и преимущества своей уникальной модели развития. В статье речь идет о причинах появления концепции «рассказывать о Китае». Прежде всего это желание рассказать о современном Китае, объяснить логику его действий в XXI в. Западные теории, к сожалению, не справляются с этой задачей. Не гарантирует адекватного понимания в данном случае и простое знание китайских традиций. К появлению концепции привело также осознание необходимости разработки и систематизации «китайского опыта» на основе культурно-философского наследия страны и современных реалий. Так, в статье анализируется формула «четырех уверенностей» как важная составляющая «китайского опыта».

Концепция «рассказывать о Китае» не нова: с глубокой древности китайцы обращались к этому способу, чтобы утвердить интеллектуальное и культурное превосходство своего государства над вассальными княжествами. В период новейшей истории страны КПК успешно рассказывала миру о своей деятельности, в частности с помощью американского журналиста Эдгара Сноу и других западных авторов. Сегодня, стремясь повлиять на формирование нового миропорядка, Китай снова начал делиться своим опытом, противопоставляя западоцентризму принципы сосуществования, взаимной выгоды и др.

«Политика великой державы» Синдзо Абэ

Е Янься

В статье рассматриваются вопросы «политики великой державы», проводимой правительством премьер-министра Японии Синдзо Абэ: возникновение, основные направления и факторы, влиявшие на ее развитие. Проанализированы, в частности, инициативы С. Абэ по пересмотру пацифисткой Конституции, энергичному военному развитию и перестройке системы национальной безопасности, направленные на отказ от «послевоенной системы» во внутренней политике Японии. Отдельное внимание уделено основным направлениям внешней политики С. Абэ: «ценностной дипломатии», «глобальной дипломатии» и внешней политике в отношении США и Китая. После поражения во Второй мировой войне Япония быстро превратилась в великую экономическую державу, но ее политический и военный статус не изменился. Правительство Японии стремится исправить это положение и добиться восстановления военного потенциала страны. В статье представлены результаты «политики великой державы», проводимой С. Абэ внутри страны и на международной арене, а также проанализированы факторы, оказавшие влияние на ее реализацию. Автор приходит к выводу, что великодержавная политика С. Абэ достигла определенных результатов. Вместе с тем не удалось пересмотреть 9‑ю статью Конституции, добиться независимости от США в проведении внешнеполитического курса и эффективно сдерживать Китай в регионе и на международной арене. Прочные позиции Либерально-демократической партии Японии внутри страны и стабильность ее внешнеполитических установок дают основание полагать, что «политика великой державы» будет продолжена новым премьером Фумио Кисидой.

Взаимосвязь инновационного развития и качества жизни стран Азиатско-Тихоокеанского региона и субъектов Дальнего Востока

Егоров Николай Егорович

Предметом исследования является социально-экономическая система «инновационное развитие региона — качество жизни населения». Целью работы является определение степени взаимосвязи инновационного развития и уровня жизни населения в регионах. Исследование основано на применении стандартных методов сбора и обработки данных, корреляционного анализа и рейтинговой оценки. В качестве информационной базы использованы официальные данные статистических сборников, зарубежные и отечественные источники рейтинговых оценок по глобальному инновационному индексу (ГИИ), индексу человеческого развития (ИЧР), индексу качества жизни (ИКЖ) и значению российского регионального инновационного индекса (РРИИ). Сравнительные анализы и оценки выполнены для регионов Дальнего Востока и соседних стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По данным рейтинга ГИИ-2021, страны АТР входят в число 15 ведущих государств мира, Россия занимает 45 место из 132; по данным ИЧР-2019, в пятерку лидеров входит Гонконг, остальные страны расположились ниже 11 места, Россия занимает 52 позицию. В рейтинге РРИИ лидирующие позиции занимают Хабаровский край, Приморский край и Республика Бурятия. На основе авторской эконометрической модели «Тройная спираль» определены доли вклада акторов в общее инновационное развитие регионов Дальнего Востока. Показано, что у тройки лидеров (Сахалинская область, Хабаровский край, Камчатский край) значения ИКЖ выше, чем в целом по России, и шесть регионов Дальнего Востока характеризуются средним уровнем качества жизни населения. Результаты исследования взаимосвязи инновационного развития и качества жизни подтверждают наличие определенной корреляционной связи между показателями РРИИ/ИКЖ и ГИИ/ИЧР, что позволяет использовать стандартные регрессионные формулы для моделирования прогнозных оценок влияния инновационного развития на повышение уровня и качества жизни населения в регионах.

Некоторые итоги продовольственной стратегии России, Китая и Японии

Полянская Наталья Михайловна
Колесняк Антонина Александровна

В статье представлен сравнительный макроэкономический анализ итогов аграрной политики в области продовольственной безопасности России, Китая и Японии. Россия в существенно большей мере обеспечена сельскохозяйственными угодьями — фактором базисного значения в производстве продуктов питания, нежели восточные соседи — Китай и Япония. По валовому производству сельскохозяйственной продукции лидирует Китай, особенно по зерновым и зернобобовым, плодам, ягодам, цитрусовым и винограду, овощам и бахчевым, а также яйцу. По этим продуктам Китай имеет полную самообеспеченность, однако при этом по картофелю, мясу и молоку испытывает недостаток собственного производства. Япония не обеспечена собственными плодами, ягодами, цитрусовыми и виноградом, овощами и бахчевыми, а также мясом и молоком. Россия тоже испытывает недостаток собственного производства указанных продуктов, за исключением мяса, которым она вполне обеспечена. Среднестатистический российский гражданин в неполной мере потребляет овощи и бахчевые, а также молоко и молочные продукты, по которым в стране сложился низкий уровень самообеспеченности и экономической доступности. Продовольственные стратегии исследуемых государств свидетельствуют о важности продовольственного обеспечения в системе национальной безопасности и повышения качества жизни населения, объединения их интересов в организации крупных сельскохозяйственных предприятий, государственной поддержки развития сельского хозяйства при полном его финансовом обеспечении, формирования экономически обоснованной аграрной политики по развитию АПК как основы социальной стабильности, приравнивания продукции АПК к важнейшим стратегическим ресурсам.

Деятельность компании «Шелл» в Китае в 1950–1990‑х гг.

Шишикин Виталий Геннадьевич

На рубеже XIX-XX вв. неосвоенный рынок Китая являлся привлекательным для западных коммерсантов. Англо-голландская компания «Шелл» (Royal Dutch Shell) использовала спрос со стороны местных потребителей для сбыта топлива и апробации механизмов развития в условиях перманентной политической нестабильности и экономической турбулентности. Наработанные за предыдущие годы практики помогли фирме оперативно восстановить работу в регионе после завершения Второй мировой войны и органично вписаться в хозяйственную систему Гонконга, претерпевавшую серьезные изменения в 1950–1980‑х гг. Выдавленная из КНР «Шелл» стала одним из ключевых игроков на топливном рынке британской колонии, используя ее в качестве площадки для совершенствования механизмов деятельности в период динамичного экономического развития и надежной базы для работы в Азиатском регионе. Потерянные в середине ХХ в. позиции в КНР англо-голландская группа начала восстанавливать на рубеже 1970–1980‑х гг., последовательно закрепляясь на перспективном рынке, который обладал серьезной ресурсной базой и повышенным спросом на продукцию ТЭК. Созданные властями КНР условия позволили Royal Dutch Shell налаживать и развивать многоканальное взаимодействие с местными компаниями по разведке и добыче, транспортировке и хранению, а также переработке и продаже топливных ресурсов. Китайская сторона выступала в качестве реципиента технологий, управленческих практик и инвестиций, которые предоставлялись «Шелл». Многообразие совместных проектов и разноплановый характер взаимодействия Royal Dutch Shell и китайских компаний в последней трети ХХ в. стали базисом для развития двухсторонних экономических связей в начале XXI в.

Сегехва и идеологические изменения в Республике Корея (1993–1998)

Старшинов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются изменения в идеологии Республики Корея во время президентства Ким Ёнсама (1993–1998) в рамках его политики «глобализации», сегехва. Цель исследования — проанализировать трансформации политического дискурса Республики Корея в 1990‑е гг., продолжающие влиять на идеологию современной Южной Кореи. Выделены две ключевых сферы идеологического влияния сегехва.

Во-первых, дискурс сегехва был нацелен на политическую мобилизацию и делал акцент на ликвидацию отставания от «мирового уровня» путем повышения конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни. Эта идеология стала продолжением мобилизационного и модернизационного дискурса эпохи военного управления, приспособленного под новые реалии международной экономики. В дихотомии хучжингук — сончжингук сегехва перенесла часть политического языка авторитарной Республики Корея в демократическую, расширив его на все сферы жизни и определив его современный образ.

Во-вторых, сегехва оказала влияние на восприятие корейской идентичности, культуры и истории. На фоне измененного исторического нарратива, который на государственном уровне включал антияпонизм и демократизацию, происходило переосмысление корейской идентичности, которая становилась глобальной. Корейская культура должна была стать не только объединяющим фактором такой идентичности, но и эффективной экспортной индустрией, которая бы активно участвовала в международной конкуренции и в дальнейшем стала базой южнокорейской «мягкой силы».

Геодемографические аспекты анализа развития в регионах азиатской части России

Батомункуев Валентин Сергеевич
Зангеева Наталья Робертовна
Аюшеева Валентина Гармаевна

Демографические процессы являются ключевыми звеньями в вопросах пространственного развития. Изучение этих процессов, их динамики, тенденций и факторов является необходимым для формирования целостной пространственной картины. Актуальность настоящего исследования связана с возрастающей ролью демографических процессов в пространственном развитии региона. В данном аспекте стратегически значимыми для рассмотрения являются регионы азиатской части России. Географически по площади Азиатская Россия — это крупнейший макрорегион нашей страны (77 % территории). По численности и плотности населения во многом уступает европейской его части (25 % от общей численности населения). Неравномерное размещение, слабая заселенность, депопуляция и миграция являются ключевыми проблемами в пространственном развитии региона. В статье представлен анализ основных геодемографических параметров: возрастной структуры и уровня урбанизации на примере регионов азиатской части России за 2010–2019 гг. Возрастная структура населения относится к числу ключевых категорий в демографических исследованиях. С одной стороны, она служит базовым инструментом для изучения трудового потенциала любого социально-экономического объекта, а с другой – оказывает непосредственное влияние на процесс воспроизводства населения. Для пространственно-временного отображения трансформации возрастной структуры был применен метод тройного кодирования. Данный метод основывается на треугольной диаграмме Перэ, где демографические параметры синтезируются и имеют свой цветовой код. Для анализа уровня урбанизации использовали индексный метод Е.А. Ефимовой, позволяющий дифференцировать структуру расселения населения. Полученные результаты наглядно отражают межрегиональное неравенство и поляризацию социально-экономического пространства азиатской части России.

Военно-гражданская интеграция в КНР на современном этапе: достижения и проблемы

Каменнов Павел Борисович

Процесс военно-гражданской интеграции в КНР в последние годы последовательно возводится в ранг национальной стратегии. Объединение военных и гражданских ресурсов направлено прежде всего на создание в стране эффективной инновационной системы науки, технологий и производства с целью повышения возможностей военно-промышленного комплекса по выпуску вооружений и военной техники нового поколения для модернизации НОАК, а также призвано содействовать переходу экономической системы Китая к высокотехнологичному производству мирового уровня для обеспечения международной конкурентоспособности страны. Процесс интеграции направлен на создание единой военно-гражданской системы и единого стратегического потенциала Китая с целью рационального использования ресурсов при планировании военной и гражданской сфер. В статье приводятся оценки китайских аналитиков, полагающих, что данная интеграция должна охватывать национальные стратегии Китая высшего уровня (стратегия «выхода во вне», инициатива «Один пояс, один путь», развитие на основе инноваций, достижение статуса мировой державы в критически важных сферах: передовое высокотехнологичное производство, космос, мировой океан, искусственный интеллект) и регионального уровня (развитие зоны Пекин—Тяньцзинь—Хэбэй, экономического пояса реки Янцзы, Западного региона, стратегии обновления Северо-Востока). Автором проанализированы успехи Китая в реализации ВГИ на современном этапе, а также основные проблемы на пути углубления интеграции и меры по их разрешению. Дана оценка предпринимаемым КНР усилиям по распространению стратегии ВГИ на внешнеэкономическую деятельность и международное научно-техническое сотрудничество.

ВКП(б) и политическая ситуация в Китае после роспуска Коминтерна

Сотникова Ирина Николаевна

Статья посвящена влиянию роспуска Коминтерна на события в Китае, а также деятельности образованного вместо Коминтерна Отдела международной информации (ОМИ) при ЦК ВКП(б). Самороспуск Коминтерна был положительно встречен обеими политическими силами в Китае — Компартией Китая и Гоминьданом. Мао Цзэдуну это решение ИККИ (Исполнительный комитет Коммунистического интернационала) позволило закрепить за собой руководящую позицию в партии, изолировав коминтерновцев в Политбюро ЦК КПК. Лидер Гоминьдана Чан Кайши воспользовался исчезновением «международного штаба коммунистов» для дискредитации КПК как «иностранного изделия», враждебного Китаю. Однако довольно быстро Китай оказался на грани гражданской войны, создав угрозу распада антияпонского национального единого фронта. Лишь позиция СССР, США и демократических сил в Китае не позволили Чан Кайши начать карательный поход против Особого района Китая и компартии. В течение более двух лет отношения между двумя партиями оставались крайне напряженными. Г. Димитров, фактический руководитель ОМИ, не имел ни полномочий, ни возможностей хоть как-то влиять на политические события в соседней стране. Функции его отдела свелись в основном к сбору информации. Причем основную роль в ее получении играли представители советских специальных служб, находившихся в штаб-квартире ЦК КПК в Яньани, а также в Чунцине — временной столице страны, где проходили переговоры КПК с Гоминьданом. Разгром Японии и окончание Второй мировой войны изменили форму и возможности взаимоотношений ВКП(б) и КПК.

«Закат» имперской и «восход» советской политики в провинции Синьцзян: дипломаты бывшей Российской империи и «советские консулы» в 1917–1920 гг.

Наземцева Елена Николаевна

Статья раскрывает особенности дипломатических отношений России и Китая в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1917–1920 гг. После крушения Российской империи и начала Гражданской войны в России дипломаты, представлявшие интересы прежнего российского государства, остались на своих постах и продолжили исполнять свои обязанности. Так поступили и российские консулы в китайской пров. Синьцзян — А.А. Дьяков, В.В. Долбежев, В.Ф. Люба, А.И. Успенский. После Октябрьской революции руководство Советской России направило в Китай своих представителей, потребовав сложения полномочий консулов бывшей Российской империи. Власти Китая на официальном уровне не признали правительство Советской России и отказывались налаживать отношения с прибывшими представителями, в то же время позволив руководству приграничных провинций Китая, в частности провинции Синьцзян, осуществлять с ними неофициальные контакты. Прибывшие в Синьцзян представители Советской России потребовали не только прекращения полномочий бывших царских консулов, но и их выдачи, но получили отказ. Нестабильность ситуации в России и угроза введения частей Красной армии на территорию провинции вынудила ее власти продолжать контакты с советскими представителями, сохраняя при этом отношения с прежними консулами. События на фронтах Гражданской войны привели к тому, что власти Синьцзяна окончательно переориентировались на установление отношений с представителями Советской России, а бывшие царские консулы, кроме А.А. Дьякова, покинули Синьцзян, а затем и Китай.

«За освобождением Азии придет освобождение России». Российская эмиграция в Маньчжоу-диго (1941–1945)

Аурилене Елена Евлампиевна
Тужилин Святослав Вячеславович

В статье рассматривается положение русской эмиграции в марионеточном государстве Маньчжоу-диго в условиях войны за «Великую Восточную Азию». На основе уникальных архивов Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ), документов Токийского процесса, русскоязычных печатных изданий, источников личного происхождения раскрыты попытки японского командования использовать патриотические настроения «белых русских» для превращения их в лояльных подданных марионеточной империи и союзников в борьбе за господство в Восточной Азии. С этой целью под контролем японских военных миссий была развернута системная идейно-политическая работа, направленная на внедрение в сознание эмигрантского населения ценностей японской великодержавной политики. Пропаганда японской идеологии и образа жизни шла через школу, общественно-политические организации, структуры БРЭМ, периодическую печать, массовые политические акции, включение эмигрантов в систему обеспечения нужд воюющей японской армии. Идейно-политическую пропаганду подкрепляли полицейский контроль в режиме военного времени и откровенная фальсификация событий на советско-германском фронте. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз имело широкий резонанс в эмигрантской среде, вызвав стремительный рост оборонческих настроений. Для большинства русского населения патриотическое чувство оказалось сильнее политической пропаганды и страха перед расправой, чинимой военно-полицейским режимом. Многие эмигранты, включая служащих силовых и прочих официальных учреждений, стали работать на советскую разведку. По этой причине в 1945 г. японские власти не решились использовать русские воинские подразделения, подготовленные для борьбы с Красной Армией.

Земельная реформа 1946 года в Северной Корее и советская военная администрация

Лебедев Василий Владимирович

Земельная реформа 1946 г. является одним из важнейших событий в истории Северной Кореи. Проведенная в рекордно короткие сроки, несмотря на сопротивление и ожесточенную классовую борьбу, она ликвидировала помещичье землевладение и арендную систему, открыв путь к национализации промышленности и строительству социалистического государства. Она также оказала большое влияние на Южную Корею, создав давление на американскую администрацию и поддерживаемые ею правые политические силы.

В статье на основании советских и северокорейских источников рассматриваются процесс формирования и проведения реформы, предпосылки и важнейшие факторы, оказавшие влияние на решение советского командования о ее проведении: требования корейских крестьян и коммунистов, а также кризис сельскохозяйственных заготовок для Красной армии.

Описываются разные проекты реформы: от «буржуазно-демократического» до принятого в итоге «радикального», анализируются причины выбора этого проекта советским командованием. В качестве одной из важнейших причин указывается специфическое видение советской администрацией основных целей своей работы в Северной Корее. Поражение правоцентристских сил в ходе борьбы против московского решения во многом упростило политический ландшафт и оставило советской администрации единственного союзника — коммунистов. Это позволяет сделать вывод, что принятие радикального проекта реформ для советского командования на местах было самым рациональным способом решения земельного вопроса.