Проблемы Дальнего Востока №6, 2022 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №6, 2022 г. [электронная версия].

Содержание

Круглый стол

Круглый стол «XX съезд КПК»

Политика

Кистанов В.О. Тайвань и безопасность Японии: анатомия японских подходов к Тайваньскому вопросу

Дьячков И.В. Отношения России с государствами Корейского полуострова в новой реальности

Сафронова Е.И. Китай и Афганистан: состояние отношений после вывода войск США

Экономика

Александрова М.В. Производство зерновых в КНР как гарантия продовольственной безопасности страны

Белов А.В. Энергетика Японии, санкции и сахалинские проекты: вопросы взаимосвязи

Грудев В.Е. Российско-южнокорейское сотрудничество в области высоких технологий на современном этапе: проблемы и перспективы

Паксютов Г.Д. Японская индустрия полупроводников: актуальные тенденции и стратегическое значение

Смирнова В.А., Шевко А.А. Китайско-иранское экономическое сотрудничество в условиях санкций

Чуванкова В.В. «14-й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» (2021–2025) в КНР: инновационная составляющая

Теория и методология

Гончаров С.Н. «Выпрыгивание из исторического цикла» и строительство новой идеологии на ХХ съезде КПК

История

Cамойлов Н.А. Реформы в цинском Китае начала XX в. глазами российских дипломатических представителей (по документам из фондов РГИА)

Рецензии

Базина О.О. Рецензия на монографию: Современное китайское государство / гл. ред. А.В. Виноградов. М.: РАН, 2022. ISBN 978-5-907366-55-8. Т. 1: Основные институты государственной власти и управления / редколл. А.В. Виноградов (гл. ред.) и др.; Ин-т Дальнего Востока РАН, Ин-т востоковедения РАН. М.: РАН, 2022. 903 c. ISBN 978-5-907366-57-2 (в пер.). DOI: 10.48647/IFES/2022.22.76.029.

Кварталова Н.Л. Рецензия на книгу: Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция) / пер. с кит., исслед. и примеч. А.Ю. Блажкиной; отв. ред. В.М. Майоров; Ин-т Китая и совр. Азии РАН. М.: ИКСА РАН, 2022. 318 с.

Меркулов К. Рецензия на книгу: Clifford, Paul G. The China Paradox: At the Front Line of Economic Transformation [Пол Г. Клиффорд. Китайский парадокс: на переднем крае экономической трансформации]. Berlin, Boston: De Gruyter, 2021. 2nd edition. ISBN 9783110724172

Юбилей ученого

Юбилей Павла Александровича Минакира


Тайвань и безопасность Японии: анатомия японских подходов к Тайваньскому вопросу

Кистанов Валерий Олегович

В статье анализируются подходы Японии к Тайваньскому вопросу с точки зрения обеспечения ее национальной безопасности. В последние годы, по мере того как в Азиатско-Тихоокеанском регионе баланс сил между Соединенными Штатами и КНР меняется в пользу последней, японские политики, государственные деятели и эксперты стали чаще высказываться о месте Тайваня в сфере безопасности страны. При этом они напрямую увязывают безопасность Тайваня с безопасностью Японии и указывают на необходимость помочь защитить его от «агрессивных посягательств» Китая. Пекин же считает Тайвань временно отколовшейся частью своей страны и твердо намерен добиваться «исторического воссоединения» Тайваня с материковым Китаем, не исключая возможность применения в этих целях вооруженной силы. Фактически Токио начал отходить от политики тонкого балансирования между Вашингтоном и Пекином в их нарастающей конфронтации в Тайваньском проливе и стал более четко заявлять о своей заинтересованности в сохранении статус-кво в Тайваньском вопросе, т.е. в поддержании де-факто политической независимости Тайваня, которая в том числе служит в качестве фактора сдерживания растущего Китая. Несмотря на призывы в Японии со стороны ряда политиков и СМИ к необходимости быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам на Тайване, в стране до недавнего времени относительно мало обсуждалось, почему и на каких условиях Япония должна быть вовлечена в решение Тайваньского вопроса. Однако в самое последнее время наблюдается активное обсуждение этого вопроса в кругах японских политиков и политологов. Наряду с этим ведется тщательная подготовка к возможному вовлечению Японии в военные действия на случай, если нарастающая на глазах конфронтация между США и Китаем по поводу дальнейшей судьбы Тайваня перейдет в «горячую» стадию.

Отношения России с государствами Корейского полуострова в новой реальности

Дьячков Илья Владимирович

Начавшаяся в феврале 2022 г. российская специальная военная операция на Украине, несмотря на известную «отстраненность» Азии от европейских конфликтов, повлияла на связи России с КНДР и Республикой Корея. В то время как КНДР открыто поддержала Москву, Сеул присоединился к западным странам, осуждающим российские действия. Однако при оценке реальных перспектив развития отношений с нашими корейскими соседями нетрудно заметить множество нюансов.

Несмотря на высокий уровень политического взаимопонимания в российско-северокорейских отношениях, реальное сотрудничество Москвы и Пхеньяна испытывает трудности. Происходит это, во-первых, из-за санкций, введенных Совбезом ООН против КНДР, во-вторых, из-за в целом сохраняющегося строгого режима ограничений, введенного северокорейскими властями в рамках борьбы с коронавирусом. Республика Корея ввела санкции против России и в ответ была внесена в список недружественных стран. Сеул, однако, не настроен окончательно портить отношения с Москвой, желая сохранить свои активы, российский рынок и поставки. Поэтому южнокорейские власти и бизнес начали сложную игру, пытаясь сбалансировать все более настойчивые требования «старшего союзника» и свои интересы.

России следует выстраивать отношения с корейскими государствами на основе собственных интересов и с пониманием объективных факторов, определяющих пределы взаимодействия. Важно замечать и использовать периодически открывающиеся возможности для работы с нашими непосредственными соседями, а также беречь связи в кризис, поскольку в новой реальности для защиты российских интересов необходимо использовать все средства и активы.

Китай и Афганистан: состояние отношений после вывода войск США

Сафронова Елена Ильинична

В статье характеризуется состояние и направления китайско-афганских связей после вывода американских войск из Афганистана в августе 2021 г., приводится информация о китайско-афганских отношениях при прежнем республиканском правительстве страны. Анализируется позиция КНР по вопросу установления связей с талибами, захватившими власть в Афганистане 15 августа 2021 г.; описывается ее мотивация и основные положения, среди которых — невмешательство во внутренние дела, неприятие финансовых санкций против нового режима и др.

Основные интересы КНР в Афганистане связаны, во-первых, с обеспечением безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, уже не одно десятилетие находящегося под прицелом уйгурских сепаратистов с территории Афганистана (движение ИДВТ). И, во-вторых, с перспективами освоения природных ресурсов страны, а также использованием ее географического положения при создании инфраструктурной системы в Центральной Азии и вокруг нее. Описывается текущее состояние дел в экономическом взаимодействии Китая и новых афганских властей, раскрываются его цели и проблемы. Также рассматриваются причины сдержанности политического поведения КНР в Афганистане при акценте на хозяйственном аспекте двустороннего диалога. Поднимается вопрос дипломатического признания Пекином нового кабульского режима и отмечается, что оно не будет скорым в силу риска репутационных потерь для Китая и неоднозначного восприятия талибов в мире. В заключение ставится вопрос, на что может рассчитывать Китай, если экономическое развитие не станет приоритетом для властей Афганистана и кооперационные устремления КНР не получат адекватной реакции. Приводится вывод о том, что, несмотря на обстоятельства, благоприятствующие внедрению КНР на политико-экономическое поле Афганистана, условия для ее тесного двустороннего партнерства с талибами пока не созрели в силу его рискованности и прогностической неопределенности.

Производство зерновых как гарантия продовольственной безопасности КНР

Александрова Мария Викторовна

В статье анализируется современное состояние зернового хозяйства КНР и его вклад в продовольственную безопасность страны. Продовольственная безопасность является основой для обеспечение продовольствием 1,4 млрд населения, поддержания социальной стабильности, достижения устойчивого экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны. КНР добилась значительных результатов в вопросе продовольственной безопасности. За 70 лет, прошедших с момента образования КНР, благодаря неустанным усилиям правительства страны и сельских тружеников был достигнут исторический переход от «недоедания» к «сытости». В статье проведен анализ основных вех китайской политики в области продовольственной безопасности КНР за последнее десятилетие. Начиная с XVIII съезда КПК, руководство КНР стало придавать большое значение вопросу продовольственной безопасности. На XIX съезде компартии была определена новая концепция продовольственной безопасности, в которой одними из главных критериев стали качество и безопасность продукции, а также многообразие ассортимента.

С начала 2020 г. по осень 2022 г. произошел целый ряд событий, обостривших вопрос продовольственной безопасности не только в КНР, но и во всем мире. Несмотря на сложности, КНР в 2021 г. значительно превысила установленные международные стандарты продовольственной безопасности. Наиболее важным из них является самообеспеченность зерном. В настоящей статье рассмотрена ситуация по 3-м ключевым зерновым культурам, выращиваемым в КНР: рису, пшенице и кукурузе. Исследованы причины, повлекшие к изменению структуры потребления зерновых в последние 20 лет.

Энергетика Японии, санкции и сахалинские проекты: вопросы взаимосвязи

Белов Андрей Васильевич

В первой половине 2022 г. Япония присоединилась к жестким антироссийским санкциям, введенными рядом стран Запада. В то же время в отношении нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» Япония заняла особую позицию, хотя международные компании ExxonMobil и Shell начали сворачивать свою деятельность. Ответные шаги России изменили условия работы иностранных участников, которые приняла японская сторона, взвесив плюсы и минусы санкционного противостояния и требований экономической безопасности. В статье рассматриваются некоторые экономические и энергетические аспекты стоявшей перед Японией дилеммы, такие как диверсификация поставок энергоресурсов, важность сжиженного природного газа (СПГ), особенности сахалинских проектов и конкуренция стран Северо-Восточной Азии на мировом газовом рынке. Установлено, что, несмотря на определенные успехи в распределении риска энергетических поставок, общая ситуация в энергетике Японии остается неустойчивой. Это хорошо заметно на примере СПГ, который по ряду причин занимает особое место в энергетическом снабжении страны. В поставках СПГ в Японию сахалинские проекты играют далеко не первую роль, однако близость расположения, привлекательность коммерческих условий и сложность замены продукцией других стран придают им особое значение. Это подтверждают результаты модельных расчетов по замещению сахалинского газа американским, которые указывают на возможное ухудшение показателей диверсификации и рисков срыва поставок для Японии. Причем если сахалинский СПГ будет перенаправлен в Китай, то позиции последнего, наоборот, усилятся. Следовательно, продолжение участия Японии в разработке шельфа Сахалина обусловлено комбинацией как внутренних, так и внешних факторов. К сожалению, за пределами двух сахалинских и одного арктического проекта не просматриваются дальнейшие перспективы японо-российского энергетического сотрудничества.

Российско-южнокорейское сотрудничество в области высоких технологий на современном этапе: проблемы и перспективы

Грудев Василий Евгеньевич

В статье представлен краткий обзор взаимодействия в области высоких технологий Российской Федерации и Республики Корея с 1990 по 2022 г., даны некоторые оценки текущей ситуации, сделаны выводы и предложены дальнейшие шаги по развитию двусторонних отношений в затронутой области. Соседство России и Южной Кореи является залогом взаимовыгодного экономического сотрудничества, в том числе в области высоких технологий. При этом каждая из стран самостоятельно реализует собственную стратегию технологического прорыва. Последние 30 лет российский и южнокорейский векторы развития данной сферы по сути были противоположны: Республика Корея активно привлекала и привлекает технологии, экспортирует продукцию с высокой добавленной стоимостью — Россия экспортирует технологии и покупает готовую продукцию. Со времен первых контактов южнокорейская сторона проявляет большой интерес к сотрудничеству. Когда высокотехнологичная промышленность РК только начинала свое активное развитие, советская уже была в ряду мировых лидеров, отставая лишь в ряде прикладных областей, таких как массовое производство, например. В 1990–2000 гг., в связи с массовым оттоком ученых из страны, Россия превратилась в донора научных кадров, в том числе для Южной Кореи, которая активно привлекала российских специалистов. Научно-техническое сотрудничество двух стран в тот период по сути представляло из себя неравноценный «обмен» интеллектуального капитала на готовую продукцию и локализацию производства низкого уровня. В настоящее время, из-за приостановки большинства совместных проектов по политическим соображениям, взаимодействие в том виде, в котором оно существовало последние тридцать лет, практически прекратилось. Необходимо, с учетом допущенных в прошлом ошибок, оперативно перестроить его модель на время текущего кризиса, приступив параллельно к созданию предпосылок и планированию оптимальной модели сотрудничества на посткризисный период. Работу необходимо строить на основе вызовов и задач, стоящих перед российской экономикой, при детальном изучении видения и планов развития корейской стороны. Тема статьи актуальна в связи с текущей международной обстановкой и формированием нового миропорядка, экономическими и научно-техническими задачами, стоящими перед Российской Федерацией.

Японская индустрия полупроводников: актуальные тенденции и стратегическое значение

Паксютов Георгий Давидович

Статья посвящена исследованию долгосрочных и текущих тенденций в одной из наиболее важных для современной экономики Японии высокотехнологичных отраслей — индустрии полупроводников. Значение данной индустрии только возрастает на фоне пандемии COVID-19, продолжающегося процесса цифровизации, международной политической нестабильности, угрожающей отлаженным цепочкам добавленной стоимости. Производство полупроводников органично дополняет такие отрасли японской экономики, как электроника, автомобилестроение (непрерывная деятельность которых требует поставок полупроводниковых микросхем) и др., обладает потенциалом для снижения зависимости Японии от импорта энергетических ресурсов. Развитие индустрии полупроводников — задача, зафиксированная в Японии в правительственных документах. Японская индустрия, однако, существенно сдала свои позиции с 1980‑х гг., когда она была мировым лидером, и национальные производители отстали от ведущих конкурентов в отношении технологий. Чтобы возобновить динамичное развитие индустрии после продолжительного спада (вызванного отчасти торговыми противоречиями с США), в Японии предпринимаются различные меры: производителей поддерживают государственными субсидиями, наращивают совместное производство с иностранными компаниями. Достижение поставленных амбициозных целей: удвоение совокупного объема японского рынка полупроводников к 2030 г., старт производства микросхем нового поколения — может помочь в реализации таких масштабных проектов, как создание «Общества 5.0», «углеродно-нейтральной» экономики. Для этого необходимо, чтобы полупроводниковая индустрия Японии решила проблему недостатка квалифицированных кадров и внедряла в производство новейшие технологии. Растущий в мире спрос на полупроводники означает, что данная индустрия потенциально может стать драйвером для роста и для других, смежных отраслей японской экономики.

Китайско-иранское экономическое сотрудничество в условиях санкций

Смирнова Вероника Александровна
Шевко Александра Алексеевна

Современный этап развития китайско-иранских отношений характеризуется высоким уровнем экономического сотрудничества. Его ключевыми элементами выступают сферы энергетики и инфраструктурного строительства, в том числе в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Примечательно, что сотрудничество продемонстрировало актуальность и приверженность сохранению связей, несмотря на зафиксированное официальной статистикой падение товарооборота в условиях санкционного давления. Это стало возможным благодаря усложнению механизмов сотрудничества. Авторами статьи предпринята попытка вычленить отдельные механизмы китайско-иранского экономического сотрудничества и проследить их трансформацию в условиях санкций. Механизмы сотрудничества дифференцировались в зависимости от уровня санкционного давления. Вместе с последним раундом ужесточения политики США в отношении Ирана в 2019–2020 гг. китайско-иранское сотрудничество приобрело максимально «осторожный» характер, но не прекратилось совсем. Прежде всего еще более усложнились цепочки посредников, участвующих в проведении расчетов и обеспечении перевозок. В свою очередь, выстраивание новых деловых связей сфокусировалось на узкопрофильных платформах и фондах, организующих соответствующие мероприятия. Статья содержит подробный разбор кейсов сотрудничества компаний и профильных учреждений Китая и Ирана в разных отраслях. Опыт, накопленный Китаем при выстраивании механизмов сотрудничества с подсанкционным Ираном, отчасти может применяться и в отношениях с Россией. Отношения Китая и России вступают в новую фазу и будут трансформироваться. Соответствующие практики могут быть востребованы в первую очередь при регулировании каналов внешнеторговых расчетов с учетом действующих ограничений и рисков вторичных санкций для китайских компаний.

«14‑й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» (2021–2025) в КНР: инновационная составляющая

Чуванкова Валентина Васильевна

Китай намерен в ближайшие годы сосредоточиться на точках роста, которые должны основываться на техническом прогрессе, повышении квалификации трудящихся и инновациях. Значительное место в этом процессе уделяется созданию благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно в этих секторах создается больше всего инновационной продукции, изобретений и технологических новинок. Новые подходы к развитию национальных малых и средних предприятий (МСП), раскрытию их научно-технического потенциала стали предметом приоритетного внимания со стороны государства в период 14‑й пятилетки. Чтобы эффективно мобилизовать предпринимательскую и инновационную активность МСП, заложить прочную основу устойчивого развития и повысить их инновационный потенциал, Министерство промышленности и информационных технологий совместно с 19 департаментами и подразделениями впервые разработало и издало специальный документ — «14‑й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» на период 2021–2025 гг., интегрировав его в новую концепцию высококачественного развития страны. План рассматривает необходимость сосредоточиться на повышении инновационного потенциала и профессионального уровня МСП, а также на создании прочной основы для культивирования технологически продвинутых МСП с большой перспективой специализации и развития в качестве ключевого проекта на ближайшие пять лет. В статье проведен комплексный анализ основных направлений, целей и задач малого и среднего бизнеса, а также методов их реализации, обозначенных в Плане, сделан вывод о том, что данная программа должна стать базой для прорыва Китая в целом ряде критически важных инновационных и высокотехнологических отраслей и секторов экономики в рамках намеченной к середине XXI в. «всесторонней модернизации государства».

«Выпрыгивание из исторического цикла» и строительство новой идеологии на ХХ съезде КПК

Гончаров Сергей Николаевич

В статье анализируется содержание доклада Генерального секретаря Компартии Китая Си Цзиньпина ХХ съезду КПК. Делается вывод о том, что ключевым тезисом, вокруг которого организован доклад и выраженная в нем стратегия, является мысль о необходимости и возможности «выпрыгнуть из исторического цикла», ведущего к упадку государственности, путем осуществления Компартией «революции в отношении самой себя». Важнейшим направлением строительства новой системы власти является сознательная политика Си Цзиньпина, имеющая три основные цели: во-первых, отладка системы контроля за работой партийно-государственного аппарата «снизу», со стороны «народных масс»; во-вторых, проведение курса на «управление партией со всей строгостью», предполагающим проведение жесткой борьбы с коррупцией и разложением правящей элиты; в-третьих, создание целостной идеологической системы, легитимирующей право нынешней партийно-государственной элиты КНР на управление страной. При конструировании такой системы Си Цзиньпин стремится использовать существенные элементы старой китайской идеологии управления, равно как идей Мао Цзэдуна, теоретического наследия Дэн Сяопина, «важных идей «трех представительств» Цзян Цзэминя и «научной концепции развития» Ху Цзиньтао. При этом Си Цзиньпин стремится создать новую управленческую элиту, вооруженную достаточно сложной теорией и специфическим языком управления, что должно легитимировать ее право на власть в глазах «широких народных масс».

Реформы в цинском Китае начала XX в. глазами российских дипломатических представителей (по документам из фондов РГИА)

Самойлов Николай Анатольевич

В 1901 г. после подавления «Боксерского» восстания войсками восьми держав и подписания «Заключительного протокола» усилилась зависимость Цинской империи от иностранных государств, что усугубило нараставший экономический и социально-политический кризис в стране. Императорское правительство было вынуждено начать проведение в сфере государственного управления, образования, экономики, культуры и в военной области серии реформ, получивших название «Новой политики».

Данная статья посвящена анализу донесений российских дипломатических представителей, которые в то время пристально следили за происходившими в Китае событиями. Настоящее исследование демонстрирует важность обращения к такому источнику, как письменные отчеты и телеграммы российских дипломатов и представителей министерства финансов, отправленные из Китая в Санкт-Петербург, а ныне хранящиеся в фондах Российского государственного исторического архива. По содержанию этих документов можно составить целостную картину начального этапа осуществления «Новой политики» и связанной с ней борьбы группировок за политическое влияние, что имеет большое значение для понимания этого сложного периода китайской истории. Рассмотренные документы представляют собой не просто сводку собранной информации, но также содержат глубокий анализ происходивших в Китае событий. Очень ценными следует признать характеристики высокопоставленных китайских государственных деятелей того времени, присутствующие в донесениях российских представителей. Также там можно встретить оценку позиции западных держав и Японии по отношению к начавшимся в Китае преобразованиям. Изучение архивных документов позволяет сделать вывод о том, что, являясь хорошо подготовленными китаеведами, российские представители внимательно следили за реформами в цинском Китае и делали далеко идущие прогнозы.