Проблемы Дальнего Востока №1, 2023 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №1, 2023 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Казанцев А.Е. Тайваньский вопрос и историческая политика КНР в отношении Японии

Пупышева М.В., Навдаева М.E. Политика КНР в Латинской Америке: вызовы для Испании

Тарантул Р.В. Монгольский национальный фактор в КНР и китайско-монгольских отношениях

Экономика

Степанов Н.С. Целесообразность создания наднациональной валюты в рамках международных организаций ШОС и БРИКС под воздействием торговых и санкционных ограничений

Лемутов В.А. От «мировой фабрики» к технологической державе: готов ли Китай к глобальному лидерству в инновациях?

Титов С.А. Развитие эко-индустриальных парков в Китае

Зуева А.Г. Современные вызовы экономического сотрудничества РК и США

Теория и Методология

Кондрашова Л.И. Эпохальная триада китайских революций

История

Мостовая А.С. История становления и развития автомобильной промышленности Японии в 1920–1945 гг. (на примере компании «Тоёта»)

Шаронова В.Г. Роль Российского Императорского консульства в Нючжуане (Инкоу) в расширении торгово-экономических отношений между Россией и Китаем с 1906 по 1909 г.

Культура

Виногродская В.Б. 15 лет реализации «Плана сохранения китайских древних книг» (2007–2022)

Научная жизнь

Зуева А.Г., Ким Ен Ун, Поленова А.Л. 33-я международная конференция Института Китая и современной Азии РАН и Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований Университета Ханьян.

Мамахатов Т.М., Мокрецкий А.Ч., Поленова А.Л. О 10-й юбилейной международной конференции молодых востоковедов в ИКСА РАН

Рецензии

Виноградов А.В. История человечества по вертикали и горизонтали (рец. на моногр.: Хорос В.Г. Цивилизации в современном мире. Книги 1 и 2. М.: Ленанд, 2022. Индийская, Африканская, Исламская и Китайская цивилизации. Латиноамериканская цивилизационная общность. Кн. 1. 304 с.; Европейская цивилизация. Российская цивилизация. Кн. 2. 240 с.)

Кузьминков В.В. Рецензия на книгу: 佐藤優『プーチンの野望』. [Сато Масару. Амбиции Путина]. 東京: 潮出版社, 2022. 272 p..

Портяков В.Я. Рецензия на монографию: А.В. Афонасьева. Диаспоральная политика КНР: социально-экономическое направление. Москва: ИДВ РАН, 2022. 336 с.

Юбилей ученого

Юбилей Людмилы Ивановны Кондрашовой

Юбилей Александра Захаровича Жебина

Юбилей Владимира Федоровича Бородича

Памяти ученого

Памяти Любови Владимировны Новоселовой


Тайваньский вопрос и историческая политика КНР в отношении Японии

Казанцев Артём Евгеньевич

Решение тайваньского вопроса — одна из главных задач КНР на современном этапе. Она во многом определяет как внутриполитический исторический нарратив КНР, так и внешнюю политику Китая в отношении Японии. Вопрос воссоединения Тайваня и материкового Китая особенно остро встал в период правления Си Цзиньпина, когда возвращение Тайваня «на родину» стало необходимо для реализации «китайской мечты» о Великом возрождении китайской нации. Однако руководство Тайваня не хочет терять фактическую независимость. Помимо этого, объединение острова с материковым Китаем с политической точки зрения не выгодно другим крупным державам региона, в частности Японии. Более того, между Тайванем и Японией налажено глубокое экономическое, политическое и культурное взаимодействие. С точки зрения материкового Китая, Тайвань не может иметь политической независимости. Чтобы добиться воссоединения с островом, КНР прибегает, помимо прочего, к политике памяти. В статье рассматривается использование КНР исторической политики в отношении Японии с целью разрешения тайваньской проблемы. Анализируются истоки тайваньского вопроса, а также позиции КНР, Японии и Тайваня. Выявляются особенности исторической политики КНР на современном этапе обусловливающие ее использование как внешнеполитического инструмента в отношении Японии. Делается вывод о том, что политика памяти КНР в отношении Японии характеризуется частыми обращениями к событиям китайско-японской войны (1931–1945 гг.) и периода японской оккупации Тайваня. КНР заявляет о своем праве вернуть остров «на родину» в результате победы в войне и указывает, что Япония не имеет морального права вмешиваться в этот вопрос.

Политика КНР в Латинской Америке: уроки и риски для Испании

Пупышева Мария Владимировна

Навдаева Мария Евгеньевна

В последние два десятилетия страны Латинской Америки и Китай активизировали сотрудничество в ряде областей, включая политические отношения, экономику, финансы, культуру, военную сферу. Каждая из сторон преследует свои цели. Для Китая важно получить доступ к новым источникам сырья и рынкам сбыта, а также добиться поддержки по некоторым вопросам международной повестки: проблеме прав человека, статусе Тайваня и т.д. Латинская Америка стремится к новым источникам финансирования и технологий, а также к диверсификации внешнеполитических связей. Активнее всего отношения развиваются в сфере экономики, инвестиций и кредитования. Рост объемов сотрудничества усиливает не только взаимозависимость сторон, но и определенную зависимость региона от китайского финансирования. Однако, несмотря на активизацию, социально-культурные контакты между странами по-прежнему остаются ограниченными, что является сдерживающим фактором в развитии двусторонних отношений. Укрепление положения Пекина в Латинской Америке логично вызывает опасения у Испании в связи с важностью для нее региона как исторического пространства приложения ее внешней политики; позиции и привлекательность Испании в глазах латиноамериканских стран постепенно снижаются. Вместе с тем рост китайско-латиноамериканских взаимоотношений открывает новые возможности и сотрудничества для сотрудничества между испанскими и китайскими институтами. Статья посвящена проблеме влияния развития китайско-латиноамериканских отношений на роль Испании как традиционного внешнеполитического партнера региона. Делается вывод, что в условиях роста сотрудничества Латинской Америки с КНР Испания будет вынуждена искать пути кооперации с китайскими субъектами, стараясь сохранить свою роль в регионе и извлечь наибольшую выгоду от такого сотрудничества.

Монгольский национальный фактор в КНР и китайско-монгольских отношениях

Тарантул Роман Викторович

В статье рассмотрено влияние монгольского национального фактора на китайско-монгольские отношения и действия руководства КНР, связанные с необходимостью учитывать этот фактор во внутренней политике, в первую очередь в автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ). Особое внимание уделено этнокультурным причинам и условиям, которые препятствуют стабильному развитию двусторонних отношений КНР и Монголии: существование мировых панмонгольских и националистических движений, спор относительно статуса Далай-ламы XIV, действия Китая по присвоению символов традиционной монгольской культуры и коммерциализации личности Чингисхана.

При исследовании национальной политики Пекина во Внутренней Монголии определены исторические предпосылки, послужившие обострению монгольского вопроса в современной КНР, выявлены особенности политики формирования «сознания общности китайской нации» применительно к АРВМ. Отдельное внимание уделено попыткам Пекина аккультурировать проживающих в КНР монголов путем исключения использования монгольского языка в школьном образовании, нормативного регулирования ритуалов буддизма, присвоения всему Китаю общемонгольских нематериальных объектов культурного наследия.

Отдельно рассмотрено растущее экономическое взаимодействие КНР и Монголии, следствием которого являются лидирующие позиции Китая во внешнеторговом обороте Монголии и в иностранных инвестициях. Проанализирована практика санкционного давления Пекина на Улан-Батор в связи с разногласиями на национально-религиозной почве, вследствие которого монгольское руководство пошло на уступки КНР.

Сделан вывод о том, что Китаю и Монголии выгодно поддержание стабильного и предсказуемого двустороннего политического и экономического взаимодействия. Вместе с тем монгольский национальный фактор вынуждает обе страны относиться друг к другу с некоторым опасением. Пекин рассматривает Монголию как носителя угроз панмонгольского сепаратизма, а Улан-Батор, основываясь на исторически сложившемся синофобном менталитете монголов, опасается попасть в полную экономическую и культурную зависимость от КНР.

Целесообразность создания наднациональной валюты в рамках международных организаций ШОС и БРИКС под воздействием торговых и санкционных ограничений

Степанов Никита Сергеевич

Цель исследования заключается в обосновании значимости и потенциала группировки стран ШОС и БРИКС; определении условий для возможности создания наднациональной валюты в рамках международных организаций ШОС и БРИКС под воздействием торговых и санкционных ограничений; формулировании преимуществ и недостатков нескольких направлений трансформации мировой финансовой системы. На страны БРИКС приходится более 40 % населения мира и почти 30 % мирового ВВП, они обладают высоким потенциалом во всех сферах экономической деятельности. Вместе с тем доминирование доллара позволяет американской экономике влиять на мир своей монетарной политикой, укрепляет позиции США в мировой экономике.

Турбулентность на международной арене все больше подталкивает страны-члены международных организаций ШОС и БРИКС к укреплению своих позиций в мире, включая возможный прием новых членов и увеличение объемов торговли своими национальными валютами. Показано, что усиливающаяся турбулентность, возникающие у многих стран вопросы в отношении замораживания валютных резервов государства и порядка конфискации имущества российских олигархов, меры центробанков разных стран по диверсификации своих резервов в такие валюты, как юань, свидетельствуют о том, что положить конец доминированию доллара могут не его основные конкуренты, а большая группа альтернативных валют.

Обосновано, что, поскольку доллар и евро опираются на огромный объем напечатанных денег и не имеют за собой твердой основы, валюта БРИКС может быть основана на реальных товарах, которыми торгуют на биржах: нефти, драгоценных металлах, пшенице, рисе, кофе и многом другом. Поскольку страны БРИКС являются крупными поставщиками фондового рынка, разнообразный состав их экспорта дает возможность странам дополнять друг друга, что подтверждает целесообразность создания наднациональной валюты в рамках международных организаций ШОС и БРИКС.

От «мировой фабрики» к технологической державе: готов ли Китай к глобальному лидерству в инновациях?

Лемутов Василий Александрович

В последние годы о КНР все чаще говорят не как о «мировой фабрике», а как о «технологической державе». Это понятие подразумевает лидерство страны в сфере новых технологий и их значимую роль в экономике. Достижения Китая в сфере науки и техники, рост экспорта высокотехнологичных товаров, на первый взгляд, подтверждают этот статус.

Согласно китайским и международным рейтингам, Китай входит в топ-20 стран по уровню инновационного развития. Более того, анализ показателей инновационной самостоятельности демонстрирует еще более прочное положение Китая и его вхождение в первую пятерку стран мира.

Вместе с тем количественная оценка факторов экономического роста вклада факторов в экономический рост КНР показывает, что вклад новых технологий в прирост ВВП с 2000 по 2019 г. составил всего 8–10 %, в то время как в основном рост экономики обеспечивался за счет традиционных отраслей промышленности. Тем не менее назвать рост КНР экстенсивным в последние годы уже нельзя, а усилия государства по переходу на высокотехнологичные рельсы за счет масштабных программ, таких как строительство новой инфраструктуры, лишь приближают Китай к статусу технологической державы. Несмотря на текущее отсутствие технологической независимости, в перспективе Китай способен достичь статуса мирового технологического лидера даже раньше, чем его номинальный ВВП в валютных курсах превысит соответствующий показатель США.

Развитие эко-индустриальных парков в Китае

Титов Сергей Анатольевич

За последние 20 лет Китай добился выдающихся успехов в развитии эко-индустриальных парков (ЭИП). На сегодняшний день он является мировым лидером по количеству ЭИП в стране — их более 110. Парки играют важную роль в улучшении экологических показателей индустриальных кластеров и транспортных узлов многих территорий КНР. Показатели экологической эффективности ЭИП повышаются из года в год. Их вклад в экономические и экологические показатели территорий служит предметом многих исследований. Однако подавляющее большинство работ посвящено преимущественно изучению отдельных типов эффектов или же эффективности отдельных эко-индустриальных парков. Данная статья исследует опыт Китая в развитии эко-индустриальных парков в разрезе динамики их общего количества, распределения по всем территориям страны и анализе всех групп эффектов. Исследование построено как систематический обзор литературы с использованием качественных и количественных инструментов обобщения результатов существующих работ и официальных документов. В рамках изучения временной динамики была выявлена средняя продолжительность создания эко-индустриального парка и тенденция к ее увеличению до 10 лет в 2022 г. В 2015–2022 гг. обнаружена тенденция к ограничению парков, получающих одобрение, и выявлен акцент на ускорение полноценного ввода в эксплуатацию уже одобренных парков. Эко-индустриальные парки размещаются в наиболее неблагоприятных провинциях, что свидетельствует о целенаправленном стремлении улучшить с их помощью сложившуюся экологическую обстановку. Но за последние 5 лет выявляется тенденция по расширению географии эко-индустриальных парков. Результаты исследований эффективности парков свидетельствуют об их высоком потенциале по созданию положительных экономических, производственных и экологических эффектов. При этом выявлено отсутствие задокументированных эффектов социального характера. Изучение опыта программы создания эко-индустриальных парков в КНР позволило сформулировать рекомендации по управлению аналогичными программами в России.

Современные вызовы экономического сотрудничества РК и США

Зуева Александра Георгиевна

Последние 20 лет Южной Корее успешно удавалось найти баланс между своими главными торговыми партнерами — США и КНР. Однако с приходом к власти нового президента в марте 2022 г. РК все отчетливее стала выступать за стратегический альянс с США, при этом не теряя интереса к торговле с Китаем. Вашингтон стремится с помощью разных экономических инструментов получить максимальную выгоду от союза с Сеулом. Декларируемые направления стратегического партнерства в рамках американо-южнокорейского альянса сталкиваются с рядом вызовов, спровоцированных протекционистской политикой США и нежеланием отдавать свои сферы влияния южнокорейской стороне. РК пытается добиться для себя выгодных условий сотрудничества, однако параллельно с этим происходит постепенная адаптация к новым американским требованиям. Южная Корея и США стремятся к лидерству на рынке высокотехнологичной продукции и в настоящий момент скорее соперничают друг с другом, чем работают в одной команде. Тем не менее в перспективе при продолжающемся давлении со стороны Вашингтона компании РК могут не только потерять свои конкурентные преимущества на мировых рынках, но и попасть в полную зависимость от США. Постепенно в южнокорейском обществе укрепляется мнение, что глубокая экономическая интеграция с Америкой может не отвечать национальным интересам РК.

В статье анализируются актуальные проблемы экономического сотрудничества двух стран, а также дается прогноз относительно вызовов, которые, по мнению автора, будут иметь наибольшее влияние на американо-южнокорейские внешнеторговые связи в обозримой перспективе.

Эпохальная триада китайских революций

Кондрашова Людмила Ивановна

Современная китайская теория «тройной революции» учитывает три водораздела истории КНР: 1) «революция захвата власти», приведшая к свержению старого режима и установлению нового (1949 г., дата провозглашения КНР); 2) «революция реформирования», проложившая путь самосовершенствования и развития социалистической системы (1978 г., начало политики «реформ и открытости»); 3) «переходная, или трансформационная революция», завершающая первичную стадию построения социалистического общества (2012 г., проведение XVIII съезда КПК).

Революция 1949 г. носила новодемократический характер и закрепила социалистическую ориентацию. Однако вскоре после революции при жизни Мао Цзэдуна победу одержал левацкий курс, и в ускоренном темпе были пройдены все фазы социалистического строительства (политика «новой демократии», социалистические преобразования и переход к коммунизму через «культурную революцию»). Начатая в конце 1978 г. программа рыночных преобразований и «смешанной экономики» позволила колоссально нарастить экономический потенциал и повысить жизненный уровень населения, но обернулась рядом отрицательных последствий «утраты знамени», т.е. отступления от конечной цели социалистического курса. Господство экономики над политикой, пришедшееся на годы реформ, привело к потерям в сфере морали, создало угрозу вестернизации и раскола страны. Приход к власти пятого поколения китайских руководителей в 2012 г. во главе с Си Цзиньпином ознаменовался существенной корректировкой политики «реформ и открытости» и проведением ряда важных мероприятий социального характера, включая борьбу с коррупцией и с бедностью.

«Свой путь», который сейчас прокладывает Китай, можно рассматривать как переход от стадии «социализма с китайской спецификой» с чертами «государственного капитализма» к его новой стадии, близкой к понятию «рыночного социализма», отличающегося специфической конвергентностью «плана и рынка». Можно предположить дальнейшее укрепление социалистических начал в последующие годы. Учитывая особенности современного внутреннего и внешнего положения Китая, проведение намеченной стратегии будет сопряжено с немалыми трудностями и обострением внутриполитической борьбы.

История становления и развития автомобильной промышленности Японии в 1920–1945 гг. (на примере компании «Тоёта»)

Мостовая Анна Сергеевна

В данной статье на примере компании «Тоёта» исследуется история зарождения и становления японской автомобильной промышленности в контексте исторического развития страны в первой половине ХХ в. Анализируются внутренние и внешние факторы (государственная политика, социально-экономические условия, деятельность иностранных компаний в стране, последствия Великого землетрясения Канто, Вторая мировая война и т.д.), оказавшие влияние на формирование японских автомобильных компаний. Оценивается роль Тоёда Киитиро, основателя компании «Тоёта», который определил особый путь развития компании и сумел адаптировать ее деятельность к стремительно изменяющимся условиям экономики военного времени. Выделяются два этапа в истории компании «Тоёта». Первый этап (1933–1936) — деятельность автомобильного подразделения в составе компании по производству ткацких станков в довоенный период, когда основной акцент ставился на разработку и выпуск гражданских автомобилей. Второй этап (1936–1945) связан с полномасштабным включением компании в структуру военной экономики, которая привела к полной переориентации производства на выпуск автомобилей военного назначения (на финальном этапе — самолетостроение), что противоречило первичному замыслу Тоёда Киитиро. Рассматриваются различные аспекты государственной политики в отношении компаний автомобильной отрасли (субсидирование, налоговые льготы, протекционистские меры против иностранных производителей), продиктованной интересами военных кругов, которые создали благоприятные условия для развития компании «Тоёта» и способствовали ее стремительной трансформации из производителя ткацких станков в полноценный автомобильный концерн с группой компаний по выпуску компонентов и материалов.

Роль Российского Императорского консульства в Нючжуане (Инкоу) в расширении торгово-экономических отношений между Россией и Китаем с 1906 по 1909 г.

Шаронова Виктория Геннадьевна

В статье речь идет о деятельности Императорского консульства России в Нючжуане (Инкоу) в период 1906–1909 гг. (по материалам отчетов и донесений консула А.Т. Бельченко, возглавлявшего загранучреждение с начала 1906 до начала 1910 г.). Одним из важных направлений работы российских дипломатов этого периода было восстановление российско-китайских торгово-экономических отношений как части социокультурной политики в Южной Маньчжурии. Особую роль в расширении коммерческих контактов между русскими и китайскими компаниями играл молодой дипломат — консул Андрей Терентьевич Бельченко. Благодаря содействию Императорского консульства были решены проблемы, возникшие у местного отделения Русско-Китайского банка по возврату задолженности кредиторов. Уделяя большое внимание продвижению русской мануфактуры в Нючжуане (Инкоу), А. Бельченко оказывал помощь в этих вопросах известным российским компаниям «Товарищество Викула Морозов с сыновьями», «Иван Коновалов с сыном», «Товарищество мануфактур Н.Н. Коншина» и др. Посетив в начале 1908 г. Харбин, российский консул провел там переговоры с русским коммерсантами, имевшими проблемы с бизнесом из-за последствий Русско-японской войны. Весной того же года в Нючжуан начали приезжать харбинские предприниматели, которые заключали контакты с китайскими партнерами на реализацию продуктов мукомольной и маслобойной промышленности. Императорское консульство, несмотря на высокую конкуренцию со стороны иностранных фирм (Великобритания, Япония, Германия и т.д.), активно продвигало российские торговые компании на местном рынке, к концу 1909 г. продажи отечественных товаров превысили довоенный уровень. Было восстановлено и судоходное движение российского транспорта, которое с 1908 г. стало регулярным.

15 лет реализации «Плана сохранения китайских древних книг» (2007–2022)

Виногродская Вероника Брониславовна

В статье рассмотрены основные направления, итоги работы и проблемы сохранения китайских древних книг за последние 15 лет, начиная с 2007 г., когда вступил в силу первый общенациональный комплексный «План сохранения китайских древних книг». Этот план проводился в жизнь в течение трех пятилеток — 11‑й (2006–2010), 12‑й (2011–2015) и 13‑й (2016–2020) — по следующим направлениям: поиск и постановка на учет, реставрация и хранение, оцифровка, редактирование, популяризация старинных текстов, а также воспитание профильных кадров. В 2022 г. были выпущены «Рекомендации по продвижению древних книг в новую эпоху». В настоящее время в основном завершена работа по поиску и учету древних книг на китайском языке: объем дошедшей до наших дней китайской текстуальной культуры составляет порядка 500 тыс. книг, а общее число индивидуальных экземпляров в Китае приближается к 3 млн в 30 млн томов. Параллельно с общими результатами работы по основным направлениям в статье освещается деятельность отдельных крупных учреждений (Национальная библиотека Китая, издательство «Чжунхуа шуцзюй», библиотека университета Фудань и др.), экспертные оценки (заместителя директора Национальной библиотеки Китая Чжан Чжицина, главного редактора «Чжунхуа шуцзюй» Гу Цина и др.), а также конкретный опыт современных пользователей и участников текстуальной культуры. Особое внимание уделяется ситуации в области оцифровки книжного наследия, в частности деятельности наиболее крупных и репрезентативных цифровых баз древних книг («База ресурсов китайских древних книг» НБК, «База китайских классических древних книг» издательства «Чжунхуа шуцзюй», платформа «Айжушэн», базы «Дяолун» и др.).