Проблемы Дальнего Востока №4, 2023 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №4, 2023 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Верченко А.Л. Партийная дипломатия во внешней политике КНР: «Диалог КПК с миром — 2023»

Лешаков П.С., Соловьёв А.В. КНДР как структурный фактор региональной и глобальной безопасности

Гордеева И.В. Обострение борьбы за влияние в Океании и политика Японии в регионе

Экономика

Кондратов Д.И. Перспективы российского газа в Китае

Корнеев К.А. Энергетическая политика Японии: актуальные вызовы и проблемы

Добринская О.А. Экономическая стратегия Японии в Индии: проблемы и перспективы

Государство и общество

Янькова А.Д. Архитектура концепции киберсуверенитета КНР (по материалам докладов Всемирной интернет-конференции «Киберсуверенитет: теория и практика»)

Теория и методология

Буров В.Г. Исторический опыт развития китайской цивилизации

Российский Дальний Восток

Забелина И.А. Исследование качества экономического роста в регионах Востока России и Северо-Востока Китая

История

Головачев В.Ц. «Россия приблизилась к нам более чем вдвое»: Московский договор 1896 г. в оценках китайских исследователей

Федорин А.Л. «Продолжение Полного собрания исторических записок Дайвьета» и его злосчастная судьба

Образование

Актамов И.Г. Автономный район Внутренняя Монголия в реализации образовательной политики Китая во Внутренней Азии

Научная жизнь

Блажкина А.Ю., Кварталова Н.Л. XXIV Международная научная конференция «Китай и Восточная Азия: философия, литература, культура»


Партийная дипломатия во внешней политике КНР: «Диалог КПК с миром — 2023»

Верченко Алла Леонидовна

Коммунистическая партия Китая проводит двусторонние, региональные, международные встречи с представителями правящих и оппозиционных политических партий мира («Диалоги») и рассматривает их в качестве канала для усиления роли партийной дипломатии как части китайской дипломатии в целом, особенно для создания основ построения сообщества единой судьбы человечества. «Диалог КПК с политическими партиями мира на высшем уровне» проводится с 2017 г. и пришел на смену менее амбициозному «Диалогу КПК с миром» (2014–2016 гг.). В его работе начали принимать участие лидеры правящих партий, главы государств и правительств. Нынешний «Диалог», как и раньше, обсуждает роль правящей партии, ее ответственность за будущее своей страны и человечества. Ключевая тема последнего «Диалога» — «Путь к модернизации: ответственность политических партий» — выбрана для ознакомления мира с намеченной ХХ съездом КПК линией на модернизацию китайского типа. КПК знакомит мир со своими инновационными предложениями: «Глобальная модернизация» как совместное развитие в интересах всего человечества и «Глобальная цивилизация», подразумевающая уважение многообразия цивилизаций, признание их равенства, отказ от навязывания чужих ценностей, активизация гуманитарных обменов. В онлайн-форуме, состоявшемся 15 марта 2023 г., приняли участие представители 500 политических партий из 150 стран и регионов, с основным докладом выступил Си Цзиньпин.

Новое время ставит новые задачи, и Китай, переходя на модель высокотехнологического развития, предлагает миру для ознакомления свои пути, а заодно свою помощь в будущем становлении. Как и на предыдущих форумах «Диалога», КПК подчеркивала свою роль миролюбивой крупной державы, проявляющей заботу о судьбах человечества, предлагающей план коллективного сотрудничества в деле развития человеческой цивилизации и пути установления справедливого мироустройства в противовес переживающей системный кризис западной идее глобализации.

КНДР как структурный фактор региональной и глобальной безопасности

Лешаков Павел Семенович
Соловьёв Александр Валерьевич

В статье анализируется текущее внутреннее и внешнее положение КНДР, которое авторы оценивают как промежуточный итог уникального 75-летнего опыта социально-экономического развития. Ракетно-ядерная программа, ставшая для КНДР средством обеспечения безопасности, инструментом дипломатического торга, а также причиной получения специфического международного статуса «малой великой державы», сделала страну объектом беспрецедентно жестких санкций — как со стороны отдельных стран, так и со стороны международного сообщества в лице СБ ООН. Санкции, нанеся серьезный ущерб экономике страны, а также усугубив ее гуманитарное положение и международную изоляцию, тем не менее не привели к денуклеаризации КНДР. В этих условиях руководство страны считает главной задачей сохранение политической стабильности, что, по его мнению, на долгое время предопределит консервацию специфической системы хозяйствования, сочетающей директивные методы управления и отдельные принципы товарно-денежного обращения.

Декларируя безусловную приверженность развитию своей ракетно-ядерной программы, КНДР создает двоякую структурную угрозу стратегической стабильности на региональном и глобальном уровне. На региональном уровне РЯП КНДР, подрывая принципы ядерного нераспространения, может стимулировать пороговые государства региона к разработке своих ядерных программ. Активное продвижение многосторонних военно-политических альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе под патронатом США делает перспективу выхода Пхеньяна на переговоры о контроле над стратегическими вооружениями маловероятной. На глобальном же уровне успешное противодействие Пхеньяна санкционному режиму в условиях нарастания системных и структурных международных противоречий может привести к деградации этого режима и, как следствие, — к опасной дисфункции ООН как ключевого международного института.

Обострение борьбы за влияние в Океании и политика Японии в регионе

Гордеева Ирина Викторовна

Статья посвящена политике Японии в отношении Океании в условиях нарастающего противоборства в регионе между возглавляемой Соединенными Штатами коалицией западных держав и все более набирающим силу Китаем. Тихоокеанский регион, обладающий важнейшим геостратегическим положением и огромными ресурсами, становится одним из фронтов развернутого Соединенными Штатами и их союзниками масштабного наступления по укреплению своих позиций на мировой арене. В то же время Китай продолжает планомерное продвижение в регионе, опираясь на растущую экономическую мощь, крупные финансовые активы и повышающийся технологический уровень. Исследуются политические, экономические и военные аспекты взаимодействия доминирующих в регионе стран с малыми островными государствами, а также их позиции в контексте усиливающегося соперничества между ними.

Особое внимание уделяется стремлению Японии укрепить отношения со странами Океании и поиску своего места в регионе при сохранении тесных связей с Соединенными Штатами и их союзниками. Япония и островные государства региона имеют давние исторические связи и успешно сотрудничают во многих областях. Немаловажную роль играют проблемы безопасности, экономические и логистические интересы Токио. Созданы разветвленные многосторонние и двусторонние механизмы взаимодействия Японии с тихоокеанскими островными странами, используя которые Токио обеспечивает свои интересы в регионе.

Большое значение имеет позиция тихоокеанских островных государств, все более откровенно заявляющих о своей заинтересованности развивать отношения со всеми сторонами, руководствуясь, прежде всего, собственными интересами, возможностями получения финансово-экономической помощи для решения накопившихся в регионе проблем.

Перспективы российского газа в Китае

Кондратов Дмитрий Игоревич

В статье представлены анализ текущего состояния и прогнозы долгосрочного развития китайского рынка природного газа, а также рассмотрены перспективы увеличения поставок в КНР российского ископаемого топлива.

Ожидается, что к концу 2030 г. КНР по потреблению газа может догнать и перегнать Европу. К 2030 г. совокупный объем спроса на газ в Поднебесной составит 390–560 млрд м3, что почти в 1,5 раза выше уровня 2022 г.

В период экономического замедления дисбаланс спроса и предложения на мировом углеводородном рынке ведет к его дестабилизации. Чтобы заранее спрогнозировать такие ситуации, специалисты международных и российских организаций (Международное энергетическое агентство, BP p.l.c., Институт энергетических исследований РАН, Институт экономики энергетики Японии) и консалтинговых компаний (IHS Markit и т.д.) осуществляют мониторинг событий на мировых энергетических рынках и публикуют информационно-аналитические обзоры. Большинство исследователей пока не готовы в обозримом будущем назвать пик спроса на газ в КНР, что дает основания назвать XXI в. веком китайской газовой трансформации.

Также автор дает оценку перспективам расширения российского присутствия на китайском газовом рынке и предлагает рекомендации по использованию потенциала развития энергетического сотрудничества КНР и России.

После запуска газопровода «Сила Сибири» северо-восточные и восточные провинции Китая, находящиеся вблизи российской границы, будут насыщены российским газом. В свою очередь, недостаточное развитие газовой инфраструктуры Китая (нехватка трубопроводных мощностей, газовых хранилищ, распределительных сетей) не позволит увеличить экспорт при строительстве Россией дополнительных мощностей. Еще в большей степени это касается проекта «Сила Сибири-2».

Наиболее перспективным направлением увеличения экспорта российского газа в КНР является организация поставок российского СПГ в приморские районы Китая, в которых прогнозируется устойчивый рост спроса на газ.

Энергетическая политика Японии: актуальные вызовы и проблемы

Корнеев Константин Анатольевич

В октябре 2021 г. в Японии была опубликована шестая редакция Стратегического (базового) энергетического плана до 2030 г. Основная задача осталась прежней — добиться максимально возможных показателей энергетической независимости, для чего необходимо на порядок снизить закупки первичных энергоресурсов, а также вдвое (с 18 % до 36 %) увеличить долю ВИЭ в энергетическом балансе страны по сравнению с уровнем 2021 г. За минувшие 10 лет Япония провела большую работу в плане развития возобновляемой энергии: сегодня в стране насчитывается более 70 ГВт мощностей солнечных станций (СЭС) и порядка 7 ГВт ветроэнергетических станций (ВЭС); к 2030–2035 гг. суммарный объем возобновляемых мощностей предполагается довести до более чем 100 ГВт. Однако этих шагов недостаточно даже для того, чтобы в ближайшие годы сократить закупки нефти, угля и природного газа примерно на 20 %. Таким образом, на первое место вновь выходят вопросы перезапуска большинства имеющихся АЭС и строительства новых энергоблоков, поскольку они являются наиболее стабильным энергоисточником в условиях продолжающейся турбулентности на мировых энергетических рынках. Япония приложила немало усилий для пересмотра характера своей энергетической политики с целью найти приемлемый баланс между отказом от ядерной энергетики и поддержанием базовых показателей надежности энергоснабжения. Однако эти усилия отчасти завели страну в «энергетический тупик», когда текущие потребности так или иначе обеспечиваются, но под большим вопросом остается долгосрочное развитие отрасли. Это особенно заметно с учетом того, что Япония взяла на себя значительные обязательства по сокращению выбросов СО2 и достижению углеродной нейтральности экономики к 2050 г., для чего необходим пересмотр многих ориентиров и переосмысление стратегических документов. Поиск ответов на этот вопрос и является основной целью настоящей статьи.

Экономическая стратегия Японии в Индии: проблемы и перспективы

Добринская Ольга Алексеевна

Статья посвящена особенностям японской экономической стратегии в Индии. Трансформация геополитического и геоэкономического ландшафта определяет растущий интерес Японии к сотрудничеству с Индией. Значимость сотрудничества с Индией определяется ее потенциалом как противовеса влиянию Китая, ростом емкости индийского внутреннего рынка, условиями производства и географическим положением, открывающим для Японии перспективы создания новых цепочек добавленной стоимости в регионе Южной и Юго‑Восточной Азии, а также задачей выхода на рынки Африки и Ближнего Востока. Индия привлекает Японию и как источник людских ресурсов, прежде всего специалистов в сфере информационных технологий. В то же время экономическое продвижение в Индию сталкивается с рядом проблем, среди которых слаборазвитая транспортная и энергетическая инфраструктура страны, непрозрачность применения индийского законодательства, запутанная система налогообложения и др. Слабым звеном являются торговые отношения, а некоторые из заявленных проектов сталкиваются с трудностями из-за ряда экономических и политических факторов.

Стратегия Токио опирается на подход, сочетающий государственное финансирование и частные капиталовложения. Значение Индии в контексте реализации стратегии свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона определяет высокий уровень вовлечения государства в реализацию экономических проектов. Япония является ведущим донором официальной помощи развитию (ОПР) для Индии, а также одним из главных инвесторов в индийскую экономику. Средства направляются на повышение инфраструктурной оснащенности и технического развития Индии до уровня, соответствующего стандартам японского бизнеса. Особенностью японской стратегии является акцент на подготовке местных специалистов и управленцев, что позволит обеспечить необходимые условия для передачи технологий и принятия японской модели менеджмента.

Архитектура концепции киберсуверенитета КНР (по материалам докладов Всемирной интернет-конференции «Киберсуверенитет: теория и практика»)

Янькова Александра Дмитриевна

Современный Китай исходит из установки, что без сетевой безопасности невозможна безопасность национальная. Государство выстраивает свою кибердипломатию с опорой на традиционные доминанты внешней политики — незыблемость границ, невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета. Распространение национального суверенитета на цифровую среду естественным образом повлекло за собой создание концепции киберсуверенитета, ставшей неотъемлемой частью китайской «дискурсивной силы» и краеугольным камнем подхода КНР к глобальному управлению Интернетом. Пекин, недовольный нынешним несправедливым, по его мнению, цифровым миропорядком и обеспокоенный необходимостью обеспечения всеобъемлющего контроля над внутренними сетями, выступает за институциональную реформу сложившейся системы глобального управления киберпространством. За последние два десятилетия государство превратилось из реципиента в создателя и пропагандиста кибернорм. Кейсы китайского нормативного предпринимательства привлекают все большее количество сторонников, в первую очередь среди развивающихся стран. Олицетворением конкурентной стратегии КНР на этом направлении стал ряд крупных инициатив, включая Всемирную интернет-конференцию, идею создания «сообщества единой судьбы человечества в киберпространстве» и «Цифровой шелковый путь». Целью этих инициатив является не просто информирование международной аудитории о намерении Китая придерживаться киберсуверенитета во всех внешнеполитических делах, но также они содержат призыв официально закрепить данный принцип в качестве подтверждения права государственных субъектов управлять Интернетом по своему усмотрению. В статье на основе первичных источников предпринята попытка проследить истоки концепции киберсуверенитета КНР, проанализировать ее эволюцию, институциональное оформление, целеполагание, наполнение и ограничения, а также с помощью объектно-ориентированной архитектуры представить ее в виде трехуровневой системы.

Исторический опыт развития китайской цивилизации

Буров Владилен Георгиевич

Китайская цивилизация принадлежит к числу древних. В течение многих столетий ее развитие осуществлялось исключительно на собственной основе. Знакомство с западной цивилизацией вызвало в ХХ в. дискуссии о традиционных китайских ценностях, в ходе которых высказывались различные точки зрения — от полного отрицания до тотального восхваления. В последние десятилетия постепенно приходит осознание того, что учение Конфуция и его последователей представляет огромное духовное богатство. Происходит переоценка учений китайских мыслителей прошлого. Исторический опыт цивилизационного развития Китая содержит ценные уроки для России.

Исследование качества экономического роста в регионах Востока России и Северо-Востока Китая

Забелина Ирина Александровна

В статье представлены результаты оценки качества экономического роста в регионах Востока России и Северо-Востока Китая, выполненной с использованием методики применения экологических индикаторов для определения качества роста региональной экономики (показатели эко-интенсивности и концепция «цвета» экономического роста). Показано, что за период с 2011 по 2021 г. в обеих странах снизился уровень некоторых видов негативного воздействия на окружающую среду. Сравнительный анализ показателей эко-интенсивности свидетельствует о том, что в 2021 г. Россия превосходила Китай по объему выбросов диоксида серы и окислов азота, приходящемуся на единицу созданного экономического результата. По этим загрязняющим веществам в Китае и его регионах отмечались позитивные тенденции: за рассматриваемый период эко-интенсивность существенно снизилась. Исследование трендов эколого-экономического развития с использованием концепции «цвета» экономического роста показало, что вся траектория развития Китая и его регионов по выбросам диоксида серы и окислов азота находилась в наиболее благополучной зоне — зоне «зеленого» роста. При этом многие дальневосточные территории России демонстрировали негативную динамику: в отдельные годы был выявлен «черный» рост и/или спад. Расчеты показали, что практически во всех регионах Востока РФ за рассматриваемый период эко-интенсивность образования отходов производства и потребления увеличилась, а траектории развития по данному виду негативного воздействия на окружающую среду находились преимущественно в зонах «черного» роста и/или спада. Полученные в настоящем исследовании результаты позволяют проанализировать эколого-экономические тенденции развития региональных и национальных экономик и могут использоваться в процессе разработки стратегических документов, в т.ч. в контексте расширения масштабов трансграничного сотрудничества.

«Россия приблизилась к нам более чем вдвое»: Московский договор 1896 г. в оценках китайских исследователей

Головачев Валентин Цуньлиевич

Был ли неравноправным Московский договор («Китайско-русский тайный договор») 1896 года? Российские оценки этого договора, подписанного 22 мая / 03 июня 1896 г. А.Б. Лобановым-Ростовским, С.Ю. Витте и Ли Хунчжаном, — особая тема, уже освещавшаяся нами в специальных публикациях. Эти оценки различны — от негативных до в целом позитивных и смешанных (не был неравноправным, имел плюсы и минусы для обеих сторон). Позитивные и смешанные оценки, безусловно, доминируют в отечественных исследованиях, что не означает полного исчерпания этой дискуссионной темы в российской историографии. В китайской историографии, в свою очередь, существует неточное представление, что едва ли не все китайские эксперты воспринимают и оценивают договор сугубо негативно, как неравноправный. В действительности выводы и оценки китайских экспертов сегодня, как и 120 лет назад, вовсе не едины и не тотально отрицательны, а, подобно российской историографии, содержат весь спектр оценок — от негативных до позитивных и смешанных. Само наличие этого спектра, наряду с обновлением и расширением конкретной аргументации, свидетельствует о том, что в исторической науке Китая дискуссии о сути «тайного» Московского договора 1896 г. и оценке действий Ли Хунчжана еще далеки от завершения. Поводом для данной статьи послужил библиографический обзор китайских исследований по теме КВЖД, опубликованный харбинскими историками Ма Вэйюнем и Цуй Цзяньпин в «Дискуссионной трибуне» журнала «Проблемы Дальнего Востока» (2021, № 6).

«Продолжение Полного собрания исторических записок Дайвьета» и его злосчастная судьба

Федорин Андрей Львович

Имеющийся у нас текст основополагающего источника по истории древнего и средневекового Вьетнама — «Полного собрания исторических записок Дайвьета» — освещает события в этой стране от глубокой древности и до 1675 г. Между тем канонический текст этой летописи, распространявшийся в виде ксилографов в конце XVIII в., доводил это описание до 1740 г., однако в результате существенной правки его заключительной части, проведенной по политическим мотивам при первых императорах династии Нгуен (1802–1945), он был кардинально сокращен, а описание последних 65 лет (1676–1740 гг.) из него вообще исключили. При этом ни одного полного ксилографа исходного текста хроники, каким его сформировали в XVIII в., до нашего времени не дошло. В статье излагается история создания этой летописи, ее принципиальные отличия от аналогичных китайских источников, которые, безусловно, служили для нее образцами, в первую очередь за счет выделения ее дидактической функции в качестве основной. В результате этот «единый учебник истории» всегда составлял важную часть в системе подготовки кадров средневекового чиновничества во Вьетнаме, текст его был весьма устойчивым и изменялся только по политическим соображениям (при приходе к власти новой династии), чаще всего за счет существенного сокращения. Настоящая статья посвящена вопросам восстановления (хотя бы частичного) первоначального варианта источника и его утраченного текста по периоду с 1676 по 1740 г.

Автономный район Внутренняя Монголия в реализации образовательной политики Китая во Внутренней Азии

Актамов Иннокентий Галималаевич

Статья посвящена краткому обзору основных тенденций в образовательном сотрудничестве между Россией, Китаем и Монголией. В фокусе исследования — Автономный район Внутренняя Монголия как особое культурно-образовательное пространство, в рамках которого реализуется взаимодействие в сфере высшего образования. На основе статистических данных выявлено, что студенты из Монголии и регионов Сибири и Дальнего Востока России представляют подавляющее большинство в доле иностранных студентов региона. В качестве основных «факторов притяжения» выступают стипендиальные программы различных уровней — Правительства КНР, Народного правительства Внутренней Монголии и вузов региона. Существенным стимулом является выделение специальных квот для поступающих из Монголии, а также вузов-партнеров из России. Определено, что вузы АРВМ за последние 15 лет стали одними из ключевых центров привлечения иностранных студентов из Монголии и российских регионов Внутренней Азии. Руководство Китая рассматривает Внутреннюю Монголию как важный регион для реализации внутренней национальной политики. В последние годы данный регион играет важную роль в выстраивании отношений с Монголией и Россией в контексте реализации глобальных инициатив Китая и гуманитарного сотрудничества в целом. Выдвигается предположение, что в перспективе Внутренняя Монголия будет выполнять стратегические задачи как с точки зрения внутренней политики, так и реализации внешнеполитического курса КНР.