Проблемы Дальнего Востока №6, 2023 г.

Вышел журнал «Проблемы Дальнего Востока» №6, 2023 г. [электронная версия].

Содержание

Политика

Кистанов В.О. Поворот НАТО на Восток: мотивы и проблемы

Трощинский П.В. Неправительственные организации современного Китая: политико-правовой аспект

Дьячков И.В. Российско-северокорейские связи в 2023 г.

Экономика

Гомбоин З.Э. Официальная помощь КНР развивающимся странам как инструмент защиты инвестиций китайских компаний от политических рисков

Емельянова О.Н., Щербаков Д.А. Японская модель энергетического перехода (на примере внедрения водородной энергетики). Большие надежды и скромные перспективы

Намжилова В.О. Российско-монгольская граница: обновление пунктов пропуска и усиление инфраструктурной связанности

Шишикин В.Г., Антонов Д.А. Развитие индустрии компьютерных игр в КНР в конце ХХ в.

Государство и общество

Чеснокова Н.А. Политика и мистицизм в современной Республике Корея: кейс Ли Джэмёна

Теория и методология

Кобзев А.И. Исконные смыслы новой терминологии КПК

Российский Дальний Восток

Фалейчик Л.М. Бюджетные системы восточных регионов России в период пандемического кризиса 2020-2021: территориальная проекция

История

Зорихин А.Г. К вопросу о польско-японском военном союзе против СССР в 1922–1939 гг.

Философия

Крушинский А.А. Логика обстоятельств против логики намерений: смертельное «пари» Гуань Юя с Чжугэ Ляном

Культура

Завьялова О.И. Лингвистические музеи в Китае: от местных диалектов до языков мира

Научная жизнь

Виноградов А.В. Марксизм жив. 13‑й Всемирный социалистический форум

Рецензии

Островский А.В. Рецензия на книгу: Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2022: монография/ гл. ред. К.В. Бабаев, А.В. Лукин; Ин-т Китая и современной Азии РАН. М.: ИКСА РАН, 2023. 432 с.

Кочеров О.С. Рецензия на монографию: Цзинь Чунцзи. История Китая XX века / пер. с кит. Уржумцева Т.Б., Ковалева А.А. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2023. 616 с.

Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» за 2023 год.


Поворот НАТО на Восток: мотивы и проблемы

Кистанов Валерий Олегович

В статье проанализированы мотивы политики, а также действия и планы НАТО по продвижению своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В последние годы западноевропейские страны, наряду с Вашингтоном, не скрывают своих опасений по поводу «восходящего» Китая, усматривая в росте его экономической и военной мощи угрозу собственным интересам не только в сфере экономики и технологий, но и все больше в области национальной безопасности. Особую тревогу экономические, технологические и военно-политические амбиции Китая традиционно вызывают у соседней Японии. Продвигая концепцию неделимости безопасности Евроатлантики и Индо-Тихоокеанского региона, Токио намерен привлечь к геополитическому сдерживанию Китая ряд европейских государств. Руководство НАТО, разделяющее эту идею, в собственных доктринальных документах также включило Китай, наряду с Россией, в число главных угроз национальной безопасности. Усиливающееся совпадение интересов Японии и западноевропейских государств в сдерживании «восходящего» Китая делает Японию фактически главным проводником НАТО в АТР. Помимо Японии, в регионе альянс намерен укреплять отношения в сфере безопасности с Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. На саммите в Вильнюсе в 2023 г. Япония и НАТО согласовали новую индивидуальную программу партнерства в 16 областях на период до 2026 г. Поворот НАТО в сторону Азии вызывает настороженность не только в Пекине и Москве, но и в ряде стран АТР. Критики продвижения НАТО в Азию опасаются, что оно может привести к усилению напряженности и дестабилизации безопасности в регионе.

Неправительственные организации современного Китая: политико-правовой аспект

Трощинский Павел Владимирович

Статья посвящена исследованию общих вопросов деятельности неправительственных общественных организаций в Китае. Рассматривается действующее законодательство, регулирующее их правовой статус, включая акты правотворчества, принятые c начала «политики реформ и открытости». В странах народной демократии, к которым относится Китайская Народная Республика, работа неправительственных организаций не может вступать в противоречие c курсом правящей партии. В КНР общественные организации выступают в качестве составной части Единого фронта, руководимого КПК и состоящего из различных политических сил, стремящихся к единой цели — «великому возрождению китайской нации». Деятельность оппозиционных общественных организаций в Китае запрещена, их регистрация — невозможна. Власти Китая полагают, что интересы коллектива стоят выше интересов индивида, поэтому отдельные силы, которые не подчиняются «линии масс», не имеют право на существование. Западные эксперты считают, что отсутствие в Китае оппозиционных, независимых от государства общественных организаций не позволяет относить их к неправительственным. Однако из виду упускается китайская специфика, что приводит к некорректному переносу западных понятий и институтов на китайскую почву и, вследствие этого, утверждениям о недостаточной степени демократизации Китая. В исследовании приводится актуальная статистика количества неправительственных общественных организаций Китая за последние годы.

Российско-северокорейские связи в 2023 г.

Дьячков Илья Владимирович

2023 г. стал годом заметной интенсификации российско-северокорейского взаимодействия, что подтверждает активный обмен визитами. Летом Пхеньян посетил российский министр обороны С. Шойгу, в сентябре во Владивосток для встречи с президентом В. Путиным прибыл лидер Северной Кореи Ким Чжонын, а в октябре в КНДР отправился министр иностранных дел С. Лавров.

После перерыва, вызванного пандемией коронавируса, представители двух стран вновь встретились лицом к лицу, чтобы нащупать пути развития двусторонних отношений в новых политических условиях. Москву и Пхеньян беспокоит перспектива создания в Северо-Восточной Азии альянса США — Республика Корея — Япония. Кроме того, практическое сотрудничество необходимо выводить на уровень, соответствующий уровню взаимодействия стран-соседей, стоящих на близких внешнеполитических позициях. Стороны продолжают размышлять и о том, какие формы может принять дальнейшее политическое общение.

Сегодня Россия придерживается санкций Совета Безопасности ООН в отношении Северной Кореи, однако выступает категорически против введения новых ограничений. Поиск доступных и выгодных форматов сотрудничества, очевидно, будет непростым и может включать логистические, туристические и иные проекты. При этом крайне маловероятно, что Россия получает или планирует получать от КНДР оружие, как утверждают страны Запада.

Сейчас КНДР в атмосфере нарастающей конфронтационности стремится консолидироваться с традиционными единомышленниками, но это не значит, что страна не воспользуется возможностью дальше диверсифицировать свои внешние связи, если таковая представится. России же следует воспользоваться открывающейся возможностью, чтобы наполнить отношения с близким соседом реальным содержанием.

Официальная помощь КНР развивающимся странам как инструмент защиты инвестиций китайских компаний от политических рисков

Гомбоин Зорикто Эрдэниевич

В статье исследованы подходы Китая к оказанию помощи развивающимся странам для защиты капиталовложений национальных компаний от политических рисков различного происхождения. Опыт Китайской Народной Республики как провайдера содействия международному развитию (СМР) сопоставлен с релевантными практиками ведущих западных государств — членов Комитета содействия развитию ОЭСР по таким критериям, как обусловленность, «связанность» и возмездность официальной помощи. Раскрыта логика инициирования и реализации китайских проектов СМР в целях митигации (от англ. mitigation — «смягчение последствий») политических рисков для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах Глобального Юга. В частности, было установлено, что основными инициаторами реализации проектов СМР в целях снижения рисков являются китайские государственные компании. Такие проекты осуществляются исключительно подрядчиками из КНР и направлены на строительство социальной инфраструктуры, подкрепляющее реализацию основного коммерческого контракта реципиента с китайскими компаниями в качестве поощрения. Основную роль в митигации политических рисков играют условия льготных кредитов, в которых прописываются серьезные последствия для реципиентов в случае широко определяемых изменений регуляторного режима и наступления иных форс-мажорных обстоятельств, неблагоприятных для китайских компаний. В целях защиты своих инвестиций от действий реципиента подверженные такому риску госкорпорации КНР могут побудить свое правительство к приостановке конкретных проектов иностранной помощи или просто перестать продвигать новые проекты СМР в Чжуннаньхае (от кит. 中南海 — резиденция высшего руководства КНР). Акцент при этом делается исключительно на «легально-правительственные» (регуляторные) риски, в то время «экстралегальные» риски — угрозы террористических атак, забастовок, протестов и т.д., не митигируются китайской помощью напрямую — по причине приверженности КНР принципу невмешательства во внутренние дела.

Японская модель энергетического перехода (на примере внедрения водородной энергетики). Большие надежды и скромные перспективы

Емельянова Олеся Николаевна
Щербаков Денис Аркадьевич

Сегодня многие страны стремятся решать задачу декарбонизации, переходя на новые виды энергоресурсов. Перспективным направлением считается водородная энергетика, хотя экономическая эффективность этого вида топлива остается пока невысокой, но с большим потенциалом к росту. Стремясь занять большую долю нового формирующегося рынка, Япония активно включилась в конкурентную борьбу и активно развивает водородные технологии. В «Базовом энергетическом плане», принятом Кабинетом министров еще в апреле 2014 г., официально заявлено о намерении правительства сформировать в Японии «водородное общество», с целью обеспечить стабильное энергоснабжение и реализацию мер, направленных против глобального потепления. В декабре 2020 г. была подготовлена «Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050-му году», которая обозначила водород в качестве приоритетной отрасли развития энергетики.

Однако проводимая политика в основном направлена на развитие многообразия проектов. Многие компании получают государственную поддержку для разработки и реализации демонстрационных проектов. Серьезно говорить о коммерциализации достигнутых результатов пока рано.

В настоящей статье рассмотрены характерные черты японского подхода к развитию водородной энергетики, а также перечислены те факторы, которые побуждают японское правительство столь серьезно рассматривать водородное топливо несмотря на невероятно высокую стоимость его производства. Авторы также попытаются ответить на следующие вопросы. Насколько приоритетен для Японии водород в структуре энергобаланса страны? Каким образом японское правительство планирует развивать водородную энергетику в обозримой перспективе?

Российско-монгольская граница: обновление пунктов пропуска и усиление инфраструктурной связанности

Намжилова Виктория Очировна

В статье анализируются изменения, происходящие на границе Монголии с Россией, рассматриваются планы двух государств по обустройству приграничной инфраструктуры. Отмечается взаимный высокий интерес к модернизации пунктов пропуска на границе. Монголия, в частности, обозначила восстановление пунктов пропуска ключевым направлением реализуемой «Политики нового возрождения». Россия, в свою очередь, большое внимание в текущих геополитических условиях уделяет сухопутным пунктам пропуска на востоке, в том числе на границе с Монголией. Особую значимость представляют пограничные переходы Кяхта — Алтанбулаг и Наушки — Сухэ-Батор, через которые осуществляется не только львиная доля российско-монгольской торговли, но и транзитные перевозки, включая контейнерные, по маршруту Китай — Европа и обратно. По мере развития на территории Монголии автодорожных коридоров, а в перспективе и железнодорожных, ожидается рост значимости пограничных переходов как по западному участку российско-монгольской границы (прежде всего Ташанта — Цаган-Нур), так и восточному (Соловьевск — Эрэнцав). Новые транспортные коридоры важны не только для максимального ускорения перемещения грузов и обеспечения растущих интересов российско-монгольской торговли. В связи с активизацией деловых и культурных связей, развитием трансграничного туризма возрастает также значимость монгольского вектора и в части обслуживания пассажирских потоков. Анализируя амбициозные инфраструктурные планы Монголии, автор приходит к выводу о формировании благоприятной среды для усиления инфраструктурной связанности стран, которая является ключевым условием для становления экономического коридора Китай — Монголия — Россия.

Развитие индустрии компьютерных игр в КНР в конце ХХ в.

Шишикин Виталий Геннадьевич
Антонов Денис Александрович

В Китае индустрия компьютерных игр зародилась позднее, чем на Западе, где отрасль начала формироваться еще в 1970‑х гг. и за несколько лет из досуга для избранного круга лиц превратилась в один из самых технически передовых и финансово успешных сегментов индустрии развлечений. Начавшиеся в 1978 г. реформы Дэн Сяопина привели к серьезным сдвигам в социально-экономической системе китайского государства. Однако сфера компьютерных игр получила шанс на развитие не благодаря, а вопреки установкам властей и консервативной части китайского общества. Несмотря на серьезные идеологические и экономические барьеры, игровой рынок КНР постепенно начал насыщаться техникой местного производства, которая на первых порах могла быть не слишком качественной, однако массовой и доступной для многомиллионной аудитории. Важную роль в этом играло нелегальное копирование товаров зарубежных компаний и фирм, благодаря чему покупатели могли своевременно знакомиться с новинками мировой индустрии, а не только с проектами местных производителей. Широкое распространение пиратской продукции и подключение КНР к интернету в 1990‑х гг. привело к интенсивному развитию сферы виртуальных развлечений, которое осуществлялось не только благодаря растущему числу домашних пользователей, но и формированию сети интернет-кафе. В связи с растущей популярностью нового вида досуга, его интегрированностью в мировую игровую индустрию перед китайскими властями встал вопрос о необходимости правового регулирования данной сферы и усиления идеологического контроля над ней со стороны государства

Политика и мистицизм в современной Республике Корея: кейс Ли Джэмёна

Чеснокова Наталия Алексеевна

В марте 2023 г. корейский политик, лидер оппозиции, Ли Джэмён заявил, что могила его родителей была осквернена: якобы рядом с захоронением были закопаны камни с заклинаниями, которые должны негативно повлиять на судьбу и жизнь Ли и его рода. Вскоре выяснилось, что данное событие — фальсификация, а камни были закопаны, наоборот, с согласия Ли Джэмёна и как гарантия его успешной самореализации. Событие вызвало многочисленные споры, Ли Джэмён был обвинен в том, что использовал фейк для привлечения к себе внимания. Он был не первым корейским политиком, кто использовал традиционную «корейскую географию» пхунсу чири соль в своей кампании, однако первым, чье послание оказалось столь странно закамуфлировано. Поэтому цель нашей статьи — выяснить суть неудачного коммуникативного акта Ли Джэмёна. Для этого мы рассматриваем, во-первых, существующие прецеденты в современной корейской политике, связанные с пространственными представлениями; а, во-вторых, отличие связанных с пространственными представлениями коммуникативных актов предшественников Ли Джэмёна от его собственного. Исследование опирается на исторические факты, контент-анализ материалов СМИ, статистический анализ Big Data, заявления политических деятелей Республики Корея, теорию «самосбывающегося пророчества» Роберта Мертона, а также китайскую и корейскую философию, связанную с пространственными представлениями. Результат исследования следующий: в отличие от своих предшественников, которые через пространственные представления подчеркивали свою «избранность» и манипулировали избирателями, Ли Джэмён противопоставлял традиционные пространственные представления (теорию пхунсу чири соль) шаманизму, с которым в настоящее время часто ассоциируют Юн Согёля, действующего президента Республики Корея и политического противника Ли Джэмёна. Лексический анализ послания Ли Джэмёна при этом показывает, что терминология была подобрана некорректно, что и вызвало первоначальные трудности у аудитории при «расшифровке».

Исконные смыслы новой терминологии КПК

Кобзев Артем Игоревич

Понятийно-терминологические новации доклада Си Цзиньпина на ХХ съезде КПК, предшествовавших ему документов и выступлений лидеров КНР, представляемые как соединение марксизма с традиционной культурой Китая, вызвали в российской синологии острую дискуссию. Диаметрально противостоя друг другу, С.Н. Гончаров считает их выражением изощренной интеллектуальной стратегии, а А.В. Лукин — конъюнктурным приемом политической казуистики. Автор статьи приводит аргументы в пользу первой позиции. В частности, с помощью нового перевода, более точной атрибуции и текстологического анализа 10 цитат из древних канонов в докладе председателя КНР установлено, что в совокупности они представляют собой напоминающее гимн Гоминьдана и Китайской Республики рифмованное стихотворение, общий смысл которого строится на главных категориях китайской мысли: «небо» 天, «человек» 人 и «благодать» 德. Рассмотрены важнейшие понятия из этих «10 заповедей» и основанные на традиционной лексике неологизмы, как то: «культура» 文化, «цивилизация» 文明, «порядок и смута, расцвет и дряхлость» 治乱兴衰, «изменение предопределения / революция» 革命, «преобразование центральным государством / китаизация» 中国化, «эпохализация» 時代化, «великое единение» 大同, «малое благоденствие» 小康, «единоначальная общность / справедливость» 公, «выдвижение метода» 提法, «общая сущность судеб человечества» 人类命运共同体 и др. Автором вскрыт метафизический смысл провозглашенного в КНР лозунга о «выпрыгивании из исторической цикличности». Кроме того, в статье дан анализ полемики вокруг понятия «государство-цивилизация» в приложении к Китаю и России. Сделан общий вывод о качественном сдвиге в развитии политического лексикона КПК от марксизма к традиционной идеологии в конфуцианском оформлении.

Бюджетные системы восточных регионов России в период пандемического кризиса 2020–2021: территориальная проекция

Фалейчик Лариса Михайловна

На основе данных Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов с использованием статистического и эмпирического методов проанализированы динамика состояния и структуры бюджетных доходов и расходов восточных субъектов России в пандемийный период 2019–2021 гг.

Структура доходной части бюджетов к концу 2021 г. в большинстве регионов практически восстановилась до предковидного состояния. Одним из наиболее стабильных источников доходов восточных регионов оставался НДФЛ: даже в первый год пандемии почти во всех регионах наблюдалась положительная динамика его поступлений. Ожидаемо весом вклад такого источника как Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Потери собственных доходов бюджетов в 2020 г. были компенсированы большинству регионов за счет межбюджетных трансфертов. В 2021 г. наблюдалось восстановление и даже прирост относительно 2019 г. собственных доходов, в основном за счет налоговых поступлений. Однако положительная динамика собственных доходов восточных регионов не снизила их зависимость от федеральной помощи, масштабы и направления роста которой сильно различаются по ее видам и регионам: в одних регионах ее объемы увеличились, в других — резко сократились. В структуре безвозмездной помощи уменьшились доли дотаций и существенно увеличились доли субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Объемы бюджетных расходов в пандемийный период выросли практически во всех регионах. Динамика в функциональной структуре расходов у регионов очень разная: значительные изменения произошли в Чукотском АО, Еврейской АО, Республике Бурятия, Забайкальском крае и Амурской области.

Бюджетные системы восточных регионов РФ продемонстрировали свои жизнеспособность и устойчивость, позволившие им выдержать шоки пандемии, противостоять внешним и внутренним угрозам, увеличить наполняемость бюджетов собственными источниками и, в целом, с помощью межбюджетных трансфертов, выполнить обязательства в соответствии со своими полномочиями.

К вопросу о польско-японском военном союзе против СССР в 1922–1939 гг.

Зорихин Александр Геннадьевич

Статья посвящена давно обсуждаемой в отечественной исторической науке проблеме существования тайного польско-японского военного соглашения, которое якобы было заключено в 1931 г. и направлено против Советского Союза. Первое сообщение о том, что Варшава и Токио заключили тайный военный союз, советское военно-политическое руководство получило по линии внешней разведки органов государственной безопасности со ссылкой на надежный источник в марте 1932 г. Информация об этом поступала в Москву еще несколько лет, поэтому вероятность консолидированных военных действий против нашей страны со стороны Японии и Польши закладывалась советским Генеральным штабом в планы стратегического развертывания Вооруженных сил вплоть до 1939 г. Однако анализ сохранившихся документов польских и японских органов военного управления свидетельствует о том, что между Варшавой и Токио отсутствовали какие-либо договоренности о ведении совместных боевых действий против Советского Союза. Польша в случае возникновения конфликта рассчитывала опереться на военную помощь Франции и Румынии на основе межгосударственных соглашений 1921 г. Япония в 1922–1939 гг. не имела союзников в Европе, поэтому ее оперативное планирование не предусматривало поддержки со стороны третьей державы, а строилось по принципу эластичной обороны на севере и западе Маньчжурии с одновременным нанесением контрудара по советской группировке войск в Уссурийском крае. Тем не менее в 1922–1939 гг. военные ведомства Варшавы и Токио осуществляли тесное сотрудничество в области разведки и контрразведки, благодаря чему в Японии была создана мощная дешифровальная служба. Кроме того, японские офицеры проходили стажировку в польской армии.

Логика обстоятельств против логики намерений: смертельное «пари» Гуань Юя с Чжугэ Ляном

Андрей Андреевич Крушинский

Обсуждается удивительный казус смертельного (пускай лишь для одной из сторон) «пари» между двумя центральными персонажами классического романа «Троецарствие» (Гуань Юем и Чжугэ Ляном). Причиной спора послужило оскорбительное для Гуань Юя заявление знаменитого стратега и искусного дипломата Чжугэ Ляна. Тот вдруг поставил под вопрос верность доблестного героя своему воинскому долгу (в критический миг предстоящего захвата в плен их общего на тот момент противника в лице Цао Цао). Ставкой Гуань Юя в этом пари стала его собственная голова, и он ее проиграл: предсказание Чжугэ Ляна сбылось. Главный тезис предлагаемой статьи состоит в том, что данное предвидение нельзя сводить лишь к блестящей догадке мудреца-ясновидца. По мнению автора статьи, здесь мы имеем дело с впечатляющим примером прогностической дедукции (последняя неоднократно освещалась им в предыдущих публикациях).

Волею судеб «муж чести/справедливости» 義士 попал в мучительную ситуацию двойной лояльности: с одной стороны, бремя обязательств, вытекающих из «клятвы в персиковом саду», навеки связавшей его братскими узами с названным братом Лю Бэем, а с другой — щедрые милости, которыми его в свое время осыпал Цао Цао, тем самым поставив в положение должника.

Приоритет непреложных законов арифметики, фундирующих «справедливость» в ее базовом количественном смысле равенства двух величин (например, баланса между даром и ответным даром), над нормативностью словесных обязательств был совершенно очевиден стратагемно мыслящему Чжугэ Ляну. Соответственно, ясное видение всего расклада игры в дарение/отдаривание между Гуань Юем и Цао Цао позволило ему с арифметической достоверностью вычислить победу «логики обстоятельств» (непогашенная задолженность перед Цао Цао) над «логикой намерений» (верность требованиям, вытекающим из клятвы побратимства).

Лингвистические музеи в Китае: от местных диалектов до языков мира

Завьялова Ольга Исааковна

После окончания пандемии и на волне возросшего интереса китайцев к своей истории и древнейшей цивилизации в стране неожиданно возник своеобразный «музейный бум». Особым вниманием посетителей впервые пользовались выставки с образцами местных культур, тесно связанных не только с языками народов Китая, но прежде всего с многочисленными далеко отстоящими друг от друга китайскими диалектами. С одной стороны, успехи, достигнутые в последние годы в распространении официального языка путунхуа, и повышение иероглифической грамотности населения позволяют китайским властям сохранять письменное и устное языковое разнообразие страны. Изучение китайских диалектов — наряду с изучением локальных культур — осуществляется в ходе инициированных государством новых масштабных программ. Результаты полевых исследований представлены в сериях научных публикаций и на сайтах, которыми пользуются специалисты — лингвисты и этнографы. С другой стороны, многие образованные китайцы стали воспринимать диалекты как важнейшую составляющую собственной идентичности. По инициативе образованных молодых людей новая жизнь китайских диалектов с недавнего времени началась в интернете. Одновременно в разных регионах страны впервые появились рассчитанные на широкую публику музеи с аудио- и видеозаписями местной диалектной речи, представленными на современных носителях с использованием новейших технологий. Лингвистические интересы китайских ученых и широкой общественности не ограничиваются при этом языками народов КНР и китайскими диалектами. В 2019 г. при Шанхайском институте иностранных языков был создан первый в стране Музей языков мира.